Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(НП №3 / апрель 2010)

Миноритарные операторы федерального сектора

Групповой анализ крупных и миноритарных операторов

В аналитических материалах, публиковавшихся нами в «Новостях Полиграфии» в рамках регулярного мониторинга федерального сектора российской полиграфии, основное внимание уделялось крупным операторам рынка полиграфических работ, т.е. предприятиям, чья рыночная доля в конкретных секторах рынка превышает 1%. В стороне оставались предприятия, которые по этому критерию не входят в число крупных операторов. Их по аналогии с акционерами компаний, не владеющими контрольным пакетом акций, можно назвать миноритариями. Цель настоящей работы – анализ состояния дел в группе миноритарных субъектов рынка полиграфических работ, некогда подведомственных Минпечати Российской Федерации, а затем – Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям.

Информационной основой анализа служат данные государственной и отраслевой статистической отчётности за 2009 год о натуральном объёме выпуска печатной продукции, измеренном в листах-оттисках и краскооттисках. Исследуемую группу составили предприятия, которые в обоих случаях отнесены к миноритарным операторам. Не включены в эту группу «Молот», Первая Образцовая типография и «Лев Толстой», которые причислены к крупным операторам в каком-либо одном из указанных случаев, а также Московская типография №27, Санкт-Петербургская типография №12 им. М.И.Лоханкова и «Транспечать» как предприятия специфической специализации. Всего группу миноритарных объектов федерального уровня составляют 18 предприятий, исходная информация о которых представлена в табл. 1,

где они ранжированы по размеру листажа продукции, отпечатанной в 2009 году. Доля группы миноритарных операторов в общем объёме печатной продукции, произведённой федеральными предприятиями в целом, при измерении натурального выпуска в листах-оттисках больше, чем при измерении в краскооттисках. Из этого следует, что средняя красочность печатной продукции у миноритариев ниже, чем по группе крупных операторов (рис. 1).

Правда, в отличие от грандов, несколько поблекших в цветовом оформлении в 2009 году, миноритарии немного в этом отношении прибавили. Зато в рыночной доле при любых измерителях они потеряли: 0,8 процентного пункта в листаже, 0,3 процентного пункта при оценке натурального выпуска в краскооттисках. 2009 год в сравнении с 2008 годом был для отечественной полиграфии неблагополучным. Крупные операторы снизили объёмы натурального выпуска в листаже почти на 25%, в краскооттисках снижение оказалось ещё бóльшим – 26,5% за счёт уменьшения средней красочности продукции. Масштабы падения выпуска у миноритариев существенно выше: на треть в листаже, чуть больше 30% в краскооттисках. В данном случае увеличение средней красочности сыграло свою положительную роль. Квартальная динамика соотношений объёмов печати 2009 и 2008 годов у крупных и миноритарных операторов различна (рис. 2а и 2б),

хотя и там и там ни в одном квартале 2009 года не удалось превысить объёмы натурального выпуска предыдущего года. Но крупные предприятия в целом из квартала в квартал сокращали разрыв, при этом наращивание объёмов, измеренных в краскооттисках, шло быстрее, нежели при оценке выпуска в листах-оттисках. У группы миноритариев, начиная со второго квартала 2009 года, в листаже также наметилась некоторая тенденция к сближению с показателями 2008 года, но очень слабая. В отношении объёмов выпуска, измеренных в краскооттисках, даже намёков таких не было. Колебания соотношений квартальных показателей происходили в довольно широких пределах (от 62 до 80%) без всякой закономерности. Из сказанного следует, что в целом полиграфические предприятия, обладающие небольшой производственной мощностью, реагируют на ухудшение внешней экономической среды болезненнее, чем крупные типографии.

Внутригрупповой анализ миноритарных операторов

Совокупность миноритарных предприятий включает в себя типографии, различающиеся как самой предметной специализацией, так и её уровнем. Уровень предметной специализации характеризуется удельным весом данного вида продукции в общем объёме выпуска. Если уровень предметной специализации по какомунибудь виду продукции меньше 50%, но больше 20%, то эта продукция признаётся для данного предприятия профильной, если больше 50% – предприятие считается специализированным на этом виде продукции. В табл. 2 представлены сведения о специализации миноритарных типографий.

Половина из них – газетные производства. Одна из важнейших причин их миноритарного статуса заключается в географическом положении территорий их размещения. Мурманская («Север»), Амурская («Приамурье»), Читинская области – приграничные регионы с небольшой численностью населения, что обусловливает определёную узость рынка сбыта газетной продукции. Масштабы производства томского «Красного знамени» лимитированы, с одной стороны, невеликим числом жителей области (немногим более 1 млн чел.), с другой стороны, мощной полиграфической базой географических соседей – типографий Кемеровской, Омской и особенно Новосибирской областей, исключающей возможность экспорта полиграфических работ за пределы региона. Как вариант выживания налажен выпуск печатной продукции производственно­технического назначения. Похожая ситуация с географией у оренбургского «Южного Урала», окружённого высокоразвитой самарской, челябинской и – на зависть другим – башкирской полиграфией. Липецкий «Ориус», повидимому, достаточен для обеспечения региональных потребностей в газетной продукции (численность населения менее 1,1 млн чел.), но в принципе мог бы развить экспансию на смежные регионы (Орловскую, Тамбовскую, Рязанскую области), где до последнего времени избытка газетных производственных мощностей не наблюдалось. Что касается Иркутского Дома печати и «Ставрополья», то здесь дело скорее не в географии, а в отсутствии внятной инвестиционной политики, следствием чего стала их очевидная неконкурентоспособность на региональных рынках полиграфических работ.

Из восьми книжных предприятий, входящих в миноритарную группу, шесть, включая Дмитровскую фабрику офсетной печати №2, имеют столичную прописку, московскую и питерскую, которая, как выясняется, гарантирует в лучшем случае прозябание на вторых ролях. Ивановская областная типография оказалась книжной лишь потому, что кризис обрушил её газетное производство. Заметно лучше других выглядит Смоленская областная типография, которая входит в число крупнейших операторов российского книгопечатного рынка.

Калининградский «Янтарный сказ», бывший гордостью российской элитной книжной полиграфии ещё какие­нибудь пять лет назад, по листажу вышел на уровень районной типографии сельского типа. Правда, по красочности печатной продукции он уступает только предприятиям, выпускающим издания для детей.

Следует отметить, что ранжирование миноритарных предприятий, по показателю объёма натурального выпуска, измеренного в листахоттисках и краскооттисках, дает сильно различающиеся последовательности. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, равный 0,517, далёк от максимально возможного значения – единицы, когда использование разных измерителей давало бы идентичные результаты ранжирования. Такое невысокое значение коэффициента свидетельствует о том, что при оценке масштабов деятельности предприятий необходимо оперировать обоими измерителями.

Установлено, что уровень предметной специализации предприятий не влияет на динамику выпуска продукции, которая оценивается путём сопоставления объёмов выпуска 2009 и 2008 годов, при этом безразлично, в листахоттисках или краскооттисках измеряется произведенная печатная продукция. Также установлено, что уровень предметной специализации и средняя красочность печатной продукции никак не связаны между собой.

В то же время выявлена не очень явная, но, тем не менее, статистически подтверждаемая взаимосвязь масштабов производства и динамики выпуска продукции (рис. 3а и 3б). Показатель степени в уравнении зависимости, связывающей натуральный объём выпуска 2009 года и его уровень по отношению к достигнутому значению в 2008 году, положителен, и это доказывает, что в среде миноритарных полиграфических предприятий размер имеет значение для скорейшего выхода из полосы экономического кризиса. Однако, только на этот фактор уповать бессмысленно, поскольку величины коэффициентов детерминации R2, показанные на упомянутых рисунках, относительно невелики, а значит важнейшие ресурсы роста следует искать в другом. Вероятнее всего, это другое – компетентность и энергичность руководителей всех уровней, от управляющих компаний и исполнительных директоров до мастеров участков.


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»