Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП № 5, июнь 2011)

У истоков профсоюзного движения

К 105-й годовщине Первой Всероссийской конференции рабочих печатного дела

1 апреля 1907 года – Первая Всероссийская конференция рабочих печатного дела
Российский профсоюз работников культуры вместе с народом прошёл долгий и нелёгкий, богатый историческими событиями путь по представлению и защите социально-трудовых прав работников многопрофильной отрасли культуры.
У истоков возникновения Профсоюза стояли рабочие печатного дела, которые первыми начали создавать общества взаимопомощи типографских рабочих на предприятиях. Постепенно они стали объединяться в массовые легальные организации (союзы) по защите своих прав, чему способствовало появление с конца XIX века первых профессиональных журналов: «Наборщик» (1902 г.), «Печатный вестник» (1905 г.). Эти издания помещали информацию о положении в отдельных типографиях, освещали деятельность Союза рабочих печатного дела, борьбу за принятие тарифных соглашений и приемлемые условия труда, сбор пожертвований, выдачу пособий по безработице, выработку правил внутреннего распорядка, результаты переговоров с владельцами типографий.
В 1905 году и в Санкт-Петербурге, и в Москве начал работать нелегальный «Союз типографских рабочих для борьбы за улучшение условий труда», внесший в дни декабрьской стачки значительный вклад в борьбу рабочих за свои права. К 1907 году в стране насчитывалось около 80 союзов рабочих-печатников, объединяющих более 60,2 тыс. человек, или 33,4% всех рабочих отрасли.
На Первой Всероссийской конференции рабочих печатного дела, состоявшейся 1–9 апреля 1907 года в Финляндии, было положено начало общенациональному профсоюзному объединению трудящихся, занятых в культурной сфере. Принятые ею резолюции: «О забастовках и бойкотах», «О безработице», «О партийности и нейтральности союзов», «Об отношении к Государственной думе» имели большое значение для консолидации деятельности мелких профсоюзов творческих профессий.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, а затем экономическая разруха 1916–1917 годов привели к росту революционных настроений в стране. В марте 1917 года в типографиях Петрограда под влиянием Союза рабочих печатного дела начали создаваться автономные комиссии, которые защищали интересы рабочих и контролировали выполнение трудовых соглашений. Всего с февраля 1917 по май 1919 года возникло более 40 профсоюзов художественной интеллигенции, насчитывающих от 7 до 3700 членов. Наиболее активную позицию занимали профессиональные Союзы печатников, работников киноиндустрии, театрально-зрелищных предприятий и художественной интеллигенции.

От Союза к Профсоюзу
Октябрьская революция 1917 года изменила саму сущность российских профсоюзов. На первых порах, новая власть стремилась завоевать доверие трудящихся. Многие требования профсоюзов нашли отражение в первых декретах Советской власти: вводился 8-часовой рабочий день, запрещался ночной труд женщин и фабричный труд подростков, вводилось страхование на случай болезни, увеличивались пенсии пострадавших от несчастного случая, отпуск по беременности. С другой стороны, начавшееся огосударствление профсоюзов, удушение свободы слова, милитаризация экономики, подчинение решениям партии большевиков, вызывало широкое недовольство. Наибольшее противодействие новая власть встретила в союзах печатников. Наглядно это отразилось в решениях Второй Всероссийской конференции Союза печатников, состоявшейся в декабре 1917 года.
Исчерпав все возможности по завоеванию руководящих постов в Союзе печатников, большевики в конце 1918 года создали «Красный союз печатников», а прежнее правление было ими распущено. Таким образом, несмотря на сопротивление сторонников независимости, профессиональное движение печатников было включено в систему советских профсоюзов, ставящих себе целью осуществление социализма путем диктатуры пролетариата.
В 20-е годы работа по созданию Профсоюза работников полиграфической промышленности была продолжена. В Союз полиграфистов вошли издатели, работники редакций газет. Большую роль в укреплении Союза сыграл III Всероссийский съезд (июнь 1921 г.), который принял решение обратить серьёзное внимание на организацию производства, подготовку квалифицированных рабочих кадров, охрану труда, борьбу с голодом.
Работа отраслевых профсоюзов в условиях новой экономической политики приобрела более конкретный характер, что положительно сказалось на защите экономического положения рабочих, поднятии их культурного уровня, укреплении Союза, повышении эффективности труда, разработке новых тарифов, организации профтехнического образования, установлении живой связи с массами. Состоявшийся в декабре 1924 года V Всероссийский съезд Союза рабочих полиграфического производства отметил хорошие перспективы развития полиграфической промышленности, положительные результаты проводимой культурно-просветительской работы. Своим постановлением съезд переименовал Союз в Профсоюз рабочих полиграфического производства СССР.
После кризиса в промышленности, в середине 1926 года начался рост безработицы, в основном, за счёт малоквалифицированных рабочих. В 1927–1928 годах в полиграфии был взят курс на механизацию и рационализацию, переводу предприятий на сокращенный рабочий день.
К VII Всесоюзному съезду Профсоюза рабочих полиграфического производства (февраль 1929 г.) число его членов увеличилось на 25 тыс. человек. Особое внимание делегатами съезда было уделено вопросу борьбы с мелкобуржуазными элементами, антирелигиозной пропаганде, усилению культурно-воспитательной работы и политического воспитания. Позитивные сдвиги в полиграфии, сопровождающиеся ростом тиражей книг (на 50%), газет (в 3 раза), журналов (на 30%) сдерживались низким качеством бумажной продукции. Это стало одной из причин создания в 1930 году объединенного Профсоюза работников полиграфической, издательской и бумажной промышленности. Принятая мера позволила больше внимания уделять вопросу подготовки организаторов производственной активности широких рабочих масс с достаточно глубокими специальными техническими знаниями. В мае 1934 вступило в строй крупнейшее в мире газетно-журнальное полиграфическое предприятие – типография газеты «Правда». Её строительство дало толчок к созданию научно-технической базы полиграфической отрасли. Начали работать: ВНИИ полиграфии, ВНИИ полиграфмаш, Гипронииполиграф, Рыбинский и Ленинградский заводы полиграфического машиностроения и ряд других производств.

Военные годы и послевоенная реорганизация
В годы Великой Отечественной войны главными в деятельности Профсоюза стали задачи по пропаганде советского патриотизма, внимание и поддержка семьям мобилизованных воинов, подготовка медсестёр, организация отправки посылок красноармейцам, сбор средств в Фонд обороны, поддержание высокой трудовой дисциплины, шефство над госпиталями и редакциями фронтовых газет. Война оказалась суровым экзаменом для тружеников промышленности, сельского хозяйства, деятелей культуры.
После разрушительной войны, профсоюзы активно включились в восстановление народного хозяйства. Они выступали опорой партийных организаций во всех масштабных делах, в том числе развертывании культурно-массовой и просветительской работы.
В предвоенные и военные годы в соответствующих сферах культуры и искусства плодотворно трудилась российская интеллигенция, поддержку которой оказывали соответствующие отраслевые профсоюзы. Так, Профсоюз работников искусств, родившийся в мае 1919 года, объединил 25 тыс. работников творческих профессий. Перед войной в его составе было уже более 122 тыс. членов. Союз кинофотоработников был организован в 1934 году и представлял около 85 тыс. человек. Союз работников политико-просветительных учреждений возник также в 1934 году. В системе профсоюзного обслуживания Союза находилось 179 учебных заведения, в которых обучались 43,4 тыс. человек. Работа всех профсоюзов культуры в 30–40-х годах ХХ столетия сопровождалась характерными для того времени процессами разукрупнения и укрупнения и являлась следствием субъективизма и волюнтаристского подхода в условиях существования командно-административной системы.
Между тем сеть культурно-просветительных учреждений росла, соответственно развивались и профсоюзы. Охват профчленством составил 94,5%. В эти годы перед профсоюзами сферы культуры остро встал вопрос координации их деятельности. В апреле 1953 года по предложению ВЦСПС состоялся объединительный пленум ЦК профсоюзов работников искусств, политико-просветительных учреждений, полиграфического производства и печати, высшей школы и научных учреждений, а в мае 1954 года прошел I съезд Профсоюза работников культуры. После объединения в его рядах состояло уже 1,8 млн человек. В промежуток времени, между пленумом и съездом, учитывая новый масштаб работ, возникли проблемы в управлении многоотраслевым профсоюзом. Работники ЦК больше занимались фиксированием недостатков и сбором различных сведений, чем обобщением опыта работы профсоюзного актива.
Согласно решениям съезда на места для обмена опытом были командированы работники аппарата, в обкомах начали работу комиссии: по государственному социальному страхованию, по производственно-массовой работе и заработной плате, по культурно-массовой, организационной, жилищно-бытовой работе, по охране труда и технике безопасности, по вопросам рабочего снабжения, позже преобразованные в отделы. С улучшением работы аппарата эти отделы снова стали отраслевыми: искусств, полиграфии, издательств и книжной торговли, кино, радио и отдел культпросветучреждений. Поиск оптимальной структуры и специфика работы профсоюза работников высшей школы и научных учреждений привели в 1955 году к решению выделить его в самостоятельный, а профсоюз работников культуры до конца 80-х годов по своей структуре оставался многоотраслевым. В 1957 году он объединял около 22 тыс. первичных организаций, в которых состояло 1,2 млн человек. Эффективнее стали решаться вопросы заработной платы и охраны труда, сокращался штат аппарата ЦК за счёт перехода на общественные начала в работе.

Расширения прав первичных организаций
II съезд Профсоюза работников культуры (1958 г.) определил в качестве центральной задачи мобилизацию масс на борьбу за дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства, укрепление экономического могущества и оборонной мощи СССР, за выполнение и перевыполнение народно-хозяйственных планов, за технический прогресс, непрерывный рост производительности труда, за строжайшую экономию и бережливость, за максимальное использование всех резервов и возможностей для роста промышленности и сельскохозяйственного производства, для подъёма уровня материальной обеспеченности и культуры трудящихся. Конечно, такая постановка главной задачи явилась мерой окончательного огосударствления профсоюза, но это и давало возможность значительного расширения прав первичных организаций, которые стали заниматься социальным страхованием, распределением социальных пособий, жилья, путёвок в санатории и дома отдыха, туристических путёвок, руководством советами НТО, пионерскими лагерями, клубами и библиотеками, высказывать своё отношение по кандидатурам, выдвигаемым на руководящие должности. Отчисления от суммы собранных членских взносов, оставленные в первичных организациях, поднялись до 75%. В полиграфическом производстве активизировалась работа рационализаторов и изобретателей, с их помощью началось активное внедрение в производство прогрессивного безграночного метода верстки районных газет. На оздоровление условий труда работников культуры за 2 года было израсходовано 37 млн рублей. Все это придало положительный импульс работе профсоюзных организаций.
На III съезде Профсоюза (1960 г.) была отмечена их позитивная роль в сфере культуры, которая привела к созданию народных театров, изостудий, проходили смотры художественной самодеятельности. В стране появилось 3,9 тыс. университетов культуры. Было выпущено 78,1 тыс. книг общим тиражом 1,24 млрд экземпляров, издано более 3,7 тыс. журналов общим тиражом 779 млн экземпляров, газет – 9,5 тыс. с разовым тиражом 69 млн экземпляров.
В то же время Профсоюз, призванный, прежде всего, представлять и защищать социально-экономические интересы своих членов, постоянно в большей или меньшей степени ощущал неудовлетворенность от государственного планирования с предоставлением приоритета тяжёлой промышленности, от недостаточного финансирования развития материальной базы культуры. В малых городах, на селе многие работники продолжали трудиться в неудовлетворительно оборудованных клубах, музеях, библиотеках, технология печати в местных типографиях была устарелой.

Полнее использовать возросшую инициативу трудящихся на самостоятельность
В постановлении IV съезда Профсоюза работников культуры делается акцент на мобилизацию трудящихся на выполнение решений партийного съезда по построению коммунистического общества, участию во всесоюзном соревновании за коммунистический труд, внедрению прогрессивных форм оплаты труда на предприятиях полиграфии, развитию международных связей. Эти приоритеты были поддержаны на V–VII съездах Профсоюза. Органы культуры и профсоюзные организации стали полнее использовать возросшую инициативу трудящихся на самостоятельность. В стране насчитывалось уже 6,5 тыс. народных библиотек, 10 тыс. клубов без штатных работников, около 100 народных музеев, свыше 700 народных театров, около 2,5 тыс. народных книжных магазинов и киосков. Произошла коренная реорганизация книгоиздательского дела, в результате было упорядочено тематическое планирование, повышена рентабельность производства. Типографии получили 15,5 тыс. единиц нового оборудования. Было развёрнуто соревнование за высокую культуру производства, почти 500 тыс. работников были переведены на новые условия оплаты труда. Положительный резонанс в стране получил прошедший на предприятиях отрасли Всесоюзный общественный смотр охраны труда и техники безопасности. Вместе с тем, регулярно отмечались низкие темпы внедрения средств механизации в цеха типографий, слабая организация труда и производства, незнание работниками основ экономики труда, высокий уровень производственного травматизма.
VIII (1972 г.) и IX (1977 г.) съезды Профсоюза прошли традиционно под знаком решений партии и правительства и обязательств, взятых к исторически значимым датам. К примеру, коллектив типографии «Молодая гвардия» решил выполнить план 9-й пятилетки к 6 ноября 1975 года, коллектив Калининского полиграфкомбината обязался повысить ритмичность в работе, около 30 тыс. коллективов предприятий, цехов, бригад, участков получили звание «Коллектив коммунистического труда». Х съезд Профсоюза, прошедший в 1982 году, предложил комитетам профсоюза совершенствовать организацию социалистического соревнования, активно участвовать в разработке и принятии работниками, бригадами, предприятиями встречных планов, воспитывать трудящихся в духе высокой ответственности за порученное дело, усилить контроль за расходованием средств на выплату всех видов пособий и пенсий, оказывать помощь работникам в развитии подсобных сельских хозяйств и садоводства. Требовалось создавать обстановку нетерпимости вокруг пьяниц, прогульщиков, бракоделов, расхитителей социалистической собственности.

Перестройка
Между тем, ситуация в социально-экономическом развитии страны приводила многих людей, в том числе работников культуры, к большим сомнениям в эффективности руководящей роли партии в экономическом и социально-культурном строительстве. Большое количество решений оставалось невыполненными, углублялся отрыв партийных и советских органов от реалий жизни.
XI съезд Профсоюза работников культуры, состоявшийся в декабре 1986 года, имел серьёзные отличия от прежних съездов. Он в корне изменил подходы к анализу работы профсоюзных организаций, заострив внимание, прежде всего, на серьёзных проблемах и недостатках в работе, главным из которых являлся формализм, губивший живое, творческое дело тысяч тружеников. На передний план вышла работа по защите законных прав и коренных интересов трудящихся. Важным событием явилось обсуждение и утверждение съездом новой редакции Устава профессионального союза работников культуры. В нём первостепенным было определено то, что профсоюзный комитет объединения, предприятия, организации, учреждения представляет и защищает интересы трудящихся в области производства, труда, быта и культуры, контролирует совместно с советом трудового коллектива работу администрации, участвует в принятии решений по вопросам социального развития, организации труда и заработной платы. В Уставе также были определены и другие важные полномочия по развитию внутрисоюзной демократии, что отвечало духу того времени. Широкая гласность, открытость и плюрализм мнений, решительный поворот к демократии становятся неотъемлемыми чертами жизни трудовых коллективов.
Профсоюзы, ближе всех стоящие к человеку труда, испытывали на себе всю тяжесть начавшейся перестройки. В частности, в отдельных творческих союзах возникли сепаратистские предложения по их отделению. Все это наложило определённый отпечаток на работе XII съезда Профсоюза работников культуры СССР (октябрь 1990 г.), который оказался последним. В духе времени было принято постановление «Об образовании Всесоюзной федерации профсоюзов работников культуры». Между тем, в этот период в организационных структурах Профсоюза стали появляться тенденции, затрагивающие вопросы внутрисоюзной жизни, реформирования социально-трудовых отношений. Поиск эффективных форм и методов работы по представлению и защите социально-трудовых прав и коренных интересов работников культуры, по организационному, кадровому и финансовому укреплению профсоюза становится не просто делом чести, но и условием сохранения его кадров, актива и дальнейшего развития.

В условиях перехода к рыночным отношениям
На образование Российского профсоюза работников культуры решающее влияние оказал состоявшийся в Москве Учредительный съезд профсоюзов РСФСР (март 1990 г.), который провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России. Это стало ответом на процесс создания самостоятельных профсоюзов в союзных республиках и обретением РФ экономического и политического суверенитета.
I съезд РПРК состоялся в сентябре 1990 года. На нём был утверждён Устав, который признавал важнейшей задачей профсоюза обеспечение социальных гарантий работников культуры в условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе обеспечение занятости, установление льгот по налогообложению, увеличению их доходов, развитие демократических начал в профсоюзном движении. В то же время ослабло внимание со стороны органов власти и управления, хозяйственных структур к важнейшим социальным проблемам: охране труда, здоровью трудящихся, правовой защищённости, нарушениям конституционных гарантий и прав работников. Болезненно проходила перестройка работы системы социального страхования. Профсоюзы оказались единственными защитниками интересов трудящихся.
В последующие годы РПРК выступал за консолидацию сил, единство действий в сфере коллективных интересов работников культуры, осуществлял защиту в случаях ущемления законных прав членов профсоюза, в том числе при уменьшении бюджетного финансирования, строил свои отношения с другими общественными объединениями на принципах равноправия и социального партнёрства.
В период между II (1995 г.) и III (2000 г.) съездами Профсоюза особенно обострилось противодействие со стороны работодателей и государственных структур. Попытки ограничить права профсоюзов в стране предпринимались на всех уровнях. Нарушения конституционного права работника на оплату труда приобрели массовый характер. Серьёзную озабоченность вызывали мероприятия Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по реорганизации и приватизации, которые затрагивали права и социальные гарантии почти 100 тыс. работников.
Выбору правильной стратегии в деятельности РПРК в условиях сложной социально-экономической ситуации в стране способствовали результаты избрания на пост Председателя ЦК профсоюза работников культуры Виктора Петровича Слонина (1990–1995 гг.), а затем Геннадия Павловича Парошина (с 1996 г. по настоящее время). Оба они работали на полиграфических предприятиях, реально знали проблемы трудовых коллективов, отличные организаторы.
В этот период осваивалась практика конструктивного диалога с властью и работодателями, технология ведения переговоров и заключения отраслевых тарифных соглашений, повышающих уровень социальных гарантий для работников отрасли. С целью повышения информированности членов профсоюза усилилось взаимодействие со СМИ разного уровня. Создание Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ позволило на постоянной основе вырабатывать единые позиции, координировать про- ведение совместных актов.

Обеспечение социальной защищённости каждого члена профсоюза
В профсоюзе работников культуры объединены представители многих отраслей культуры, и реализация их прав и гарантий предполагает учёт особенностей конкретных профессиональных групп. Свои специфические особенности имеют и предприятия полиграфии. До 2004 года работало 6 тыс. полиграфических предприятий, на которых трудилось 76 тыс. членов профсоюза. К 2007 году акционирование, как в центре, так и на местах, было практически завершено. Одной из основных задач профорганизаций типографий в это время было сохранение предприятий, а в случае изменения их организационно-правовых форм – обеспечение социальной защищённости каждого члена профсоюза. Это находило положительный отклик и понимание у людей. Хорошо обрисовал ситуацию печатник Тверского полиграфкомбината Владимир Волков: «Я искренне сочувствую работникам предприятий, где нет профсоюза. Там что получается? Работодатель – полный хозяин, как хочет, так и нарушает трудовое законодательство».
14 октября 2010 года состоялся V съезд РПРК, делегаты которого представляли 522,8 тыс. работников культуры и искусства, полиграфии и книгоиздания, средств массовых коммуникаций, физической культуры и туризма. На первом месте находились проблемы, связанные с вопросами повышения заработной платы, с учётом значимости профессиональной деятельности работника, объёмом и качеством труда. Другой актуальный вопрос был связан с преобразованием учреждений культуры в автономные учреждения. Съезд предлагает его решать только с согласия всех работников, ибо силовой подход ведёт к банкротству. Свой стратегический курс на защиту социально-трудовых прав членов профсоюза, РПРК тесно увязывает с реализацией механизма социального партнёрства – от заключения коллективного договора с работодателем до отраслевых соглашений. С учётом складывающейся социально-экономической ситуации было заключено соглашение с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов, представляющей интересы работодателей России. На съезде были поддержаны усилия по развитию международных связей с профсоюзами ближнего и дальнего зарубежья, международными федерациями, руководствуясь принципами солидарности. Была принята программа развития деятельности РПРК на 2010–2015 годы.
В авангарде Профсоюза на всех этапах его становления и развития находились работники типографий, полиграфических предприятий, издательств, которые стали опорой рабочего движения. На протяжении многих лет они отстаивали своё право на проведение отраслевого профессионального праздника «День работника полиграфической промышленности». Выражая пожелание трудящихся, в июне 2011 года Президиум ЦК РПРК принял постановление «О 105-й годовщине первой Всероссийской конференции рабочих печатного дела», в котором территориальным организациям РПРК было поручено провести массовые мероприятия, посвященные Юбилею, а руководству Профсоюза совместно с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов обратиться к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ и Министру связи и массовых коммуникаций РФ с предложением поддержать инициативу трудящихся отрасли об учреждении профессионального праздника «День работника полиграфической промышленности».
История зарождения, становления и развития РПРК позволяет сказать, что профсоюз не просто выжил и окреп организационно, но и превратился в самую массовую организацию РФ, объединяющую работников сферы культуры, отстаивающую на практике социально-трудовые права и социальные гарантии своих членов и всех работников отрасли. НП № 5, июнь 2011


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»