Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(НП №7, сентябрь 2011)

Об инициативах и мировых тенденциях по стандартизации

Станислав Шулла, директор по продажам в Восточной Европе, X-Rite
Роман Усков, менеджер по развитию, X-Rite

Довольно много материала написано о стандартизации в полиграфии, стандартизации полиграфических предприятий и готовой полиграфической продукции в частности, в том числе на русском языке. В данной статье хотелось бы затронуть не только стандартизацию предприятий, использующих офсетный способ печати и триадные краски (CMYK), но также тему до сих пор не раскрытую, как стандартизация при использовании смесевых красок и стандартизация печатных процессов, отличных от офсетного.

К настоящему времени
Существующие стандарты и процедуры стандартизации, использующиеся на предприятиях во всём мире, опираются главным образом на международные стандарты ISO (International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации). Технический комитет ISO/TC130 принимает стандарты по полиграфии, которым впоследствии присваиваются определённые номера и названия.
Например, стандарт ISO номер 12647–2:2004 Graphic technology – Process control for the production of half–tone color separations, proof and production prints – Part 2: Offset lithographic processes (Полиграфия – Контроль процесса цветоделения, получения цветопробы и печати. Часть вторая – Офсетная печать). В названии обозначается год выпуска, способ печати или технологии для которого разрабатывался стандарт и описываемые им процессы, а также версия документа.
Помимо международных, существуют также национальные или региональные стандарты, например, DIN (Deutsches Institut fur Normung e.V. – Немецкий институт стандартизации) или ГОСТ (Государственный Стандарт РФ). Однако в стандартах, независимо от их национальной принадлежности, указываются лишь целевые значения, которые необходимо достичь, чтобы продукция признавалась качественной, или условия проведения тех или иных процессов для достижения качественного результата. В них не указываются пути достижения этих значений.
К настоящему времени существует три основных чётко сформировавшихся по географическому признаку процедуры стандартизации полиграфического производства, характерных для США, Японии и Европы.

США
GRACoL (General Requirements for Applications in Commercial offset Lithography – Основные требования для применения в коммерческой офсетной литографии) полный набор принципов для планирования и разработки технологического процесса для полиграфических предприятий. GRACoL распространяется на все этапы производства офсетной печати, за исключением тех, которые охвачены другими отраслевыми стандартами для отдельных видов печати – SNAP (Specifications for Newsprint Advertising Production) и SWOP (Specifications for Web Offset Publications). SWOP описывает технические условия для рулонной офсетной печати. SNAP описывает технические условия для рулонной офсетной печати, не требующей сушки.
GRACoL был разработан в 1966 году специальной комиссией, сформированной Ассоциацией Графических Коммуникаций (Graphic Communications Association – GCA). Инициатива по созданию отраслевых стандартов и спецификаций исходила от Международной ассоциациидопечатной подготовки (International Prepress Association – IPA), Национальной ассоциации торговли для профессионалов допечатной подготовки (National traded association for prepress professionals) и Полиграфической Промышленной Организации (Graphic Arts Technical Foundation – GATF), основных организаций, которые выполняли большую часть исследований и разработок для полиграфической промышленности того времени.
Изначально спецификации и стандарты распространялись только на такие параметры как оптические плотности плашек и характеристика увеличения растровой точки. Хотя эти спецификации и являлись полезными и до сих пор используются в ряде печатных производств, но как показала практика, они не являлись «совершенными». Например, при использовании красок разных поставщиков, печатных машин с разными характеристикам и разных типов бумаг, даже при достижении одинаковых плотностей и значений увеличения растровой точки, цветовые характеристики между оттисками, полученными с разных предприятий, не будут соответствовать друг другу, а следовательно не будут являться стандартным. Проще говоря, в то время был хороший, но недоработанный стандарт для типографии, который не давал общего цветового соответствия.
В связи с чем последний национальный стандарт GRACoL 7 базируется на однозначном определении нейтрального серого цвета в средних полутонах. В основу его лёг процесс калибровки всего производственного рабочего потока на основе нейтрального серого, получивший название G7. Хотя этот процесс и связан с GRACoL 7, но это не то же самое. GRACoL 7 является национальным стандартом, а G7 это процесс, который легко может быть применён к другим стандартам, таким как SWOP или SNAP.
Резюмируя процесс G7: тираж производится с использованием «некалиброванных» форм, без предкомпенсационных кривых. Запускается печать тиража и печатный процесс приводится к «идеальному» нейтрально серому, используя значения Lab и оптических плотностей. Печатный оттиск анализируется по кривым CMY и К, и по нейтрально серому полю (50, 40, 40). Анализ можно сделать с помощью программного обеспечения или вручную построением кривых и номограмм. При необходимости вносятся корректировки в CMY кривые и кривую K, чтобы скомпенсировать их отличие и «вогнать» их в пределы допусков, необходимых для GRACoL.
Печать тестового (квалификационного) тиража производится после внесения необходимых корректировок. Во время печати нейтрально серый регулируется изменением оптических плотностей плашек, пока они находятся в пределах допуска. Во время этого процесса контролируется растискивание и попадание в Lab.
В США процесс G7 прибрёл статус национальной сертификационной процедуры, подтверждающий статус предприятия печатать качественную продукцию.

Япония
Национальные рекомендации для 4-красочной офсетной печати существуют уже давно и хорошо известны в Японии. Тем не менее, Япония не имела собственного стандарта или спецификации в 1990-х, хотя остро нуждалась в них. Постепенный переход полиграфии на цифровые технологии подчеркнул важность международной стандартизации и необходимость проведения «регламентных» мероприятий по стандартизации для полиграфических предприятий в Японии.
Основываясь на этом, был организован при Японском Национальном комитете по стандартизации (Japanese National Committee for ISO/TC130 – JNC), вошедший в технический комитет ISO/TC130. Япония принимает активное участие в периодических (2 раза в год) сессиях международного комитета по стандартизации как основной участник, способствуя созданию международных (ISO) стандартов, охватывающих весь спектр полиграфических технологий.
В рамках процесса создания международных стандартов для печати, JNC работал совместно с соответствующими промышленными организациями Японии и утвердил региональный стандарт на краски, бумаги и значения CMYK, как стандарт для листовой офсетной печати в Японии, основанный на международных стандартах ISO 2846–1 (краски для офсетной печати), ISO 12647–1 (цветная печать, управление технологическими процессами, параметры, измерение) и ISO 12647–2 (цветная печать, управление технологическими процессами, офсетная печать). Активное участие в этом процессе принимали промышленные организации, напрямую заинтересованные в стандартизации отрасли: ассоциация производителей полиграфических красок Японии (Japan Printing Ink Makers Association – JPIMA), Бумажная ассоциации Японии (Japan Paper Association – JPA), Японская федерация полиграфической промышленности (Japan Federation of Printing Industries – JFPI).
Актуализацией и адаптацией стандарта ISO 12647–2, JNC добилась стандартизации полиграфических технологий в Японии для повышения производительности в промышленности и укрепления международной конкурентоспособности. Итогом многолетнего труда комитета по стандартизации Японии стал собственный стандарт – Japan Color Standard Printing, состоящий из следующих частей:
1. Japan Color 2000 Solid Color Value and Solid Color Patch Sample (рекомендованные значения для плашечных полей и набора контрольных элементов).
2. Japan Color 2001 for Sheet–fed Offset Printing (листовой офсетный печатный процесс).
3. Japan Color 2002 for Newspapers (газетная печать).
4. Japan Color 2003 for Web Offset Printing (рулонный офсетный печатный процесс).
Japan Color 2000 содержит колориметрические значения плашек основных цветов (CMY), двухкрасочных наложений (красный, зелёный, синий), чёрной краски и бумаги.
Краски, стандартизированные Japan Color, а точнее их колориметрические характеристики, были экспериментально выбраны среди наиболее широко используемых триадных красок, поставляемых Японскими отечественными производителями красок. Проведя тестирование, JPIMA подготовила печатные образцы краски на стандартизированной бумаге с заданной толщиной красочного слоя. Затем промерила полученные образцы, проанализировала полученные данные и определила колориметрические характеристики красок.
Стандартизованная бумага по Japan Color также как краска промерялась спектрофотометром. Значения измерений проверялись на совместимость с ISO 12647–2. Описанная в Japan Color бумага по сути несёт информацию о наиболее широко используемых бумагах, поставляющихся или производящихся в течение длительного времени в Японии. Japan Color в настоящее время стал нормой для полиграфических предприятий, соответствующих реальным внутренним условиям Японии, с использованием ISO совместимых японских типов бумаги и красок.
При проведении аттестации предприятий на соответствие стандарту Japan Color необходимо отпечатать тестовые шкалы, предусмотренные в ISO 12642, и полутоновые шкалы с шагом 10% для основных цветов и двухкрасочных наложений.

Европа
В 2006 году совместными усилиями авторитетных организаций: немецким отраслевым союзом Bundesverband Druck und Medien, немецким институтом Fogra и швейцарским научно-исследовательским центром Ugra была представлена система сертификации полиграфических предприятий и качества выпускаемой ими продукцией PSO (Process Standard Offset). Базой для PSO выступили стандарты из семейства ISO 12647. Система определяет все элементы процесса контроля качества: измерительные приборы, контрольные шкалы, методы и условия измерения, и также оговорены рекомендованные значения для контролируемых параметров.
Несмотря на то, что в системе оговорены, конкретные значения только для офсетной технологии печати и газетном производстве, общий подход может быть использован и в других видах печати, например флексографии, глубокой, трафаретной и цифровой печати.
Уникальность PSO заключается в предполагаемой нормализации всех этапов полиграфического рабочего потока, а не простая оценка попадания в допуски готовой печатной продукции, как самоцель стандартизации.
Впервые в поле зрения стандартизации попадает допечатная подготовка – подготовка макета, изготовление печатных форм, получение цветопробного оттиска. Документированию подвергается использование ICC профилей, обеспечение целостности данных, отслеживание цветности и разрешение файлов, соответствие PDF/X–3.

Стандартизация во флексографской печати
Похоже, что в стандартизации предприятий, использующих флекографский способ печати, больше вопросов, чем ответов. Связано это, прежде всего со спецификой самого способа печати, большого ассортимента используемых запечатываемых материалов, красок и печатных машин, сильно отличающихся форматами и устройством самих машин. Но есть и другие причины для этого. Специфика рынка предполагает частое использование смесевых красок. Поэтому сертификация по существующим стандартам для флексографкой печати не всегда имеет тот сакральный смысл, как для офсетной печати, хотя и может быть взята за основу.
Однако, как всегда бывает, именно во флексографии все те преимущества, которые получает предприятие от стандартизации, будут максимально востребованы и принесут экономическую эффективность. Это связано, прежде всего, с часто повторяющимися тиражами продукции, которые должны быть максимально похожими вне зависимости от даты тиража, и географической удалённости типографий, выполняющих печать одного заказа для крупного заказчика. Европейское полиграфическое сообщество потихоньку начинает осознавать необходимость подобной всеобъемлющей стандартизации для флексографского производства. В США уже появились спецификации на производство от флексографской технической ассоциации Flexographic Technical Association. Не за горами официальное появление процедуры PSF – Process Standard Flexo, похожее на то, что существует для офсетного производства. Более подробно раскроем эту тему в одной из следующих статей.

Цифровая печать
Проблема стандартизации цифровой печати – в «цифре». Во-первых, печатные машины, используемые в этом виде печати, сильно отличаются между собой за счёт технологических особенностей создания изображения на запечатываемом материале. Отсутствуют нормы на краски и бумаги. Во-вторых, программное обеспечение, являющееся неотъемлемой частью комплекса цифровой печати, различны и очень сильно зависят от производителя, который порой не даёт возможности использования в полной мере ICC-технологии.
Бурное развитие цифровых методов печати требует стандартизации. Уже сейчас члены рабочей группы Ugra/Fogra и комитета ISO/TC 130 работают в этом направлении, и скоро будет представлена официальная сертификационная процедура PSD – Process Standard Digital. Особенностью стандартизации цифровой печати является в отсутствии промежуточного носителя информации, как например фото- или печатной формы. Здесь изображение каждый раз создаётся заново и производится лишь оценка конечного оттиска, не важно, цветопроба или тиражный оттиск мы получаем.
Также к особенностям или специфике производства можно отнести желание подавляющего большинства владельцев приблизиться по качеству к офсетному способу. Это требует не только наличия программного обеспечения, но и соответствия красок и бумаги утвержденным нормам офсетного производства.

Глубокая печать
Начиная с 2000 года рабочая группа, в состав которой входят Европейская Ассоциация глубокой печати (ERA – European Rotogravure Association), Европейская Инициативная группа по цвету (ECI – European Color Initiative), институты Fogra/Ugra, разрабатывает систему Process Standard Rotogravure (PSR – Стандартный процесс в глубокой печати).
В 2005 году Технический комитет ISO/TC 130 подготавливает последнюю редакцию стандарта ISO 12647-4, посвященного стандартизации процессов в глубокой печати. Четвёртая часть содержит описание 4-х бумаг, требования к цифровым данным, используемым при допечатной подготовке, требования к цветопробе, растискиванию, минимальной и максимальной воспроизводимой растровой точке. Для красок CMYK и двухкрасочных наложений приводятся координаты Lab, в соответствии со стандартом ISO 2846-3 для глубокой печати, и красок, отличных от этого стандарта, но принятых как стандартные у основных производителей красок в Европе. Все данные приводятся в зависимости от 4 часто встречающихся типов запечатываемых материалов.
К стандарту предлагаются бесплатно ICC-профили, описывающие цветовой охват печатного процесса, полностью соответствующего требованиям ISO.
Исследования рабочей группы продолжаются, и она постепенно готовит к выходу новую редакцию стандарта, где оценка цветового различия будет, скорее всего, базироваться не на традиционной формуле dE 1976 года, а на более современной dE2000.
Улучшения или изменения в новой версии стандарта также коснутся следующие элементы:
– нормы для запечатываемых материалов;
– изменение цветового охвата стандартного процесса;
– воспроизведение баланса серого;
– соответствие между цветопробным и печатным оттисками;
– ICC профили для цветопробных систем от различных поставщиков;
– новые процедуры для сертификации цветопробных оттисков за счёт изменения допусков.
Изначально из всех печатных процессов глубокая печать считалась наиболее стабильной с наивысшим уровнем повторяемости, тем не менее существующий стандарт(ы) и спецификации требуют изменений и дополнений в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий.

Стандартизация смесевых цветов
Вопрос стандартизации смесевых цветов в чистом виде до текущего года не поднимался, хотя и напрашивался как логическое продолжении сертификации триадного процесса. Тем не менее, имея полноценную документацию, стандарты для классической офсетной технологии, и самое главное, реализовав «стандартизацию» в рамках собственного производства, не составляет труда начать заниматься смесевыми цветами. Поскольку принцип стандартизации в большинстве случаев остаётся один и тот же, то к пересмотру и нормированию будут относиться технологические параметры, допуски и т.д., которые пришлось бы разрабатывать самостоятельно в рамках собственного производства с учётом собственных возможностей и требований заказчиков.
В 2011 году, самый главный игрок по разработке и визуализации смесевых цветов для полиграфии, упаковки, да и для многих других индустрий, анонсировал собственную программу сертификации предприятий.
Название программы PANTONE Certified Printer Program (Программа по сертификации печатных производств по PANTONE). Распространяется она пока только на предприятия, использующие способ офсетной печати.
Программа дополняет концепцию Pantone Matching System (PMS), в идеальном случае работу которой можно было бы описать следующим образом – на производство приходит заказчик с атласом цветов или просто озвучивает номер цвета в атласе, типография, используя современные технологии по рецептированию красок, получает краску требуемого цвета или просто заказывает её у поставщика. Затем выполняется печать тиража, цвет должен попасть в оговоренные допуски.
Но все оказалось не так просто – физические образцы цвета (атласы) необходимо периодически менять, требуется обновлять электронные библиотеки атласов, да и производитель не сидит на месте, придумывает всё новые системы и новые атласы. Как пример, с 2010 года анонсирована система Pantone +, сильно отличающаяся в некоторых цветах от используемой до этого системы.
Концепция в 100% варианте не работает в той форме, в которой хотелось бы всем нам. Тем не менее, есть несколько путей решения данной проблемы, но остановимся на той, которая была предложена самим производителем образцов и системы визуализации цвета.
PANTONE Certified Printer Program (Программа по сертификации печатных производств от PANTONE), профессиональная программа сертификации, разработанная для обеспечения точного воспроизведения цветов PANTONE Solid и Process Color на протяжении всего производственного цикла. В программу включён аудит, инспекция, анализ и квалификация технологических операций участвующих офсетных предприятий – от приёма заказа и смешения красок до печати продукции и взаимодействия с клиентами. Каждый этап производственного процесса изучается и должен отвечать самым высоким стандартам качества Pantone.
Программа сертификации фокусируется на объективной оценке, инструментальном контроле и аудите каждого этапа производства, включая допечатную подготовку, печать и подготовку краски. Благодаря использованию измерительных инструментов и программного обеспечения расчёта красочных рецептур, участник сертификации может вычислить наилучшую комбинацию рецепта на выбранном клиентом запечатываемом материале и получить реалистичные ожидания о том насколько точно можно будет воспроизвести заданный цвет в рамках сертифицируемого производства. Производственные образцы подвергают оценке в лаборатории компании Pantone.
Очень скоро данная система будет предложена Европейскому рынку и Российским предприятиям. Но всё же остается открытым вопрос насколько данная сертификация будет востребована и будет ли она независимо работать от стандартизации по PSO для работы с триадными красками? Время покажет...

Какой бы статус не имел стандарт – международный, национальный, внутренний предприятия – он несёт в себе информацию о рабочем опыте, который можно использовать в своих целях. Как бы не относились к стандартизации в целом, но лишь она является базой для формирования культуры производства и улучшения экономических показателей предприятия.

НП №7, сентябрь 2011


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»