Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние

(НП № 1, январь-февраль 2012)

От чего зависит качество кадрового ресурса?

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и Экспертный совет по бизнес технологиям в области издательского дела и полиграфии провели 25 января круглый стол на тему: «Современные требования полиграфического бизнеса к качеству кадрового ресурса».

Эту работу нельзя откладывать
Во вступительном слове начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства Юрий Пуля обратил внимание собравшихся на то, что конечной целью данного мероприятий является выработка мер по развитию субъектов малого бизнеса, обеспечение предприятий технически грамотными специалистами. Настоящий этап развития отрасли характеризуется увеличением доли инфокоммуникационных технологий, информационных продуктов и глобализацией информационного пространства. Тем самым увеличивается давление на издателей и полиграфистов, которые вынуждены сокращать тиражи, переходить на цифровые технологии. Это требует все больших капиталовложений и новых знаний, выработку привычки к самообучению, что является необходимым, но не достаточным механизмом достижения этих целей. Многое зависит от мотивации самих предпринимателей, отношения их к вопросам повышения квалификации кадров на своих предприятиях, стандартов предпринимательской культуры.
Необходимо создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профессионального образования, что станет главным фактором обеспечения конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса. Работу эту нельзя откладывать, поскольку процесс подготовки кадров инерционен и для достижения результата необходимы многолетние целенаправленные усилия. Собравшиеся за круглым столом руководители и специалисты должны выработать соответствующие рекомендации.

Есть потребность отрасли
Тему «Требования издательско-полиграфического бизнеса к качеству кадрового ресурса» поднял в своем выступлении председатель Экспертного совета по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии профессор Александр Сафонов. Основные направления интеграции образования и бизнеса он видит в формировании научно-практических школ за счет притока специалистов из отрасли, в разработке профессиональных стандартов специалиста, формировании модели выпускника и его потребительской и рыночной стоимости на основе запросов рынка труда, расширении ассортимента дополнительных образовательных услуг, внедрения индивидуального проектирования образовательной траектории содержания обучения, разработке системы кредитования образовательных услуг, независимом аудите качества образования, создании профильного кадрового агентства. Проведение такой работы вытекает из особенностей отраслевого рынка труда, характеризующегося региональной спецификой, сложностью системы ценообразования при подготовке кадрового ресурса, недостаточным его развитием, стихийностью и высокой степенью индивидуализации спроса и предложения. Несмотря на все сложности этой работы, рациональное использование подготовленного специалиста увеличивает прибыль предприятия, формирует его конкурентные преимущества и позитивный имидж, стабилизирует производственный процесс.
Ежегодная потребность издательско-полиграфической отрасли в специалистах разного профиля составляет порядка 20 тыс. человек, а количество выпускников профильных учебных заведений (41 вуз, 6 техникумов и колледжей, 15 ПТУ) составляет в год не более 29% от потребности, что явно недостаточно. Рыночный спрос на подготовку профессионалов для разных сфер деятельности предусматривает 2-уровневую систему высшего образования: бакалавр, магистр – последняя специальность наиболее универсальна, как для формирования управленческого, так и для научно-преподавательского звена.
При формировании отраслевых программ обучения необходимо учитывать практическую работу и специализацию будущего специалиста, возможности финансирования заказчиком, мнение ассоциаций и союзов на формирование знаний, уровень оценкикачества подготовки специалиста. К сожалению, в настоящее время такая система еще не сложилась. Сотрудничество учебных заведений и предприятий отрасли представляется основным условием успешной модернизации и развития системы профессионального образования в интересах полиграфического бизнеса.

Дополнительное образование
Ректор Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания профессор Константин Огнев выступил на тему «Дополнительное профессиональное образование для специалистов средств информации». В возглавляемом им институте, процесс дополнительного образования имеет 3 формы обучения: очно-заочную, заочную и заочную с дистанционной поддержкой. Наряду с занятиями в учебном корпусе института, организуются выездные занятия в регионах России. Обучение проходит на краткосрочных семинарах (1–2 дня), курсах повышения квалификации (70 часов) и переподготовки (500 часов), а также в аспирантуре. Тематика занятий соответствует требованиям сегодняшнего дня: бизнес в принтмедиаиндустрии, цифровая печать, программные средства, электронные издания, кроссмедийные технологии, газетное производство и стандарты. Востребованность подобных образовательных услуг подтверждается реальным наполнением аудиторий.
Для повышения качества кадрового ресурса докладчик рекомендует создать координационный Совет, организовать проведение исследований по кадровым проблемам, подготовить и провести тематическую конференцию.

Поставленные вопросы нашли горячий отклик у присутствующих. С предложениями, часть из которых нашла свое место в рекомендациях круглого стола, выступили: Андрей Харьков – генеральный директора ПК «Экстра-М», Владимир Ещенко – коммерческий директор типографии «Первый полиграфический комбинат», Ирина Степанян – директор издательско-полиграфического колледжа им. И.Федорова, Константин Антипов – ректор Московского государственного университета печати, Григорий Хмелевский – исполнительный директор Ассоциации «ПАКМАШ», Валерий Соловьев – директор лицея №12, Павел Арсеньев – генеральный директор ИПК «Парето-Принт», Вадим Чурбаков – директор по производству ИД «Комсомольская правда», Александр Иванов – директора департамента Санкт-Петербургского политехнического университета, Владимир Григорьев – заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Борис Кузьмин – президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Иван Иванин – директор издательства «С-Инфо», Лариса Дмитриева – заведующая кафедрой Омского технического университета, Мария Круглова – генеральный директор рекламного агентства «Огниво», Александр Цыганенко – руководитель Центра принтмедиаиндустрии Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

Участники круглого стола рекомендуют
Проведенные в рамках круглого стола обсуждения показали, что в настоящее время накопились проблемы, требующие усилия взаимодействия предприятий, учебных заведений, полиграфических союзов и ассоциаций по вопросам подготовки и использования кадрового ресурса. Исходя из высказанных мнений и предложений, участники круглого стола рекомендовали:
– создать при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Общественный совет по проблемам кадрового ресурса полиграфического бизнеса, включить в него представителей предприятий, учебных заведений, союзов и ассоциаций. Считать основными задачами общественного совета мониторинг рынка труда, оценку квалификационных требований и образовательных стандартов, развитие связей между учебными заведениями и предприятиями, содействие трудоустройству выпускников учебных заведений и адаптации их на рынке труда, использования современных форм и методов, информационных технологий в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
– поручить Экспертному совету по бизнестехнологиям в области издательского дела и полиграфии и Институту повышения квалификации работников телевидения и радиовещания с привлечением ассоциаций, союзов и объединений подготовить и внести для согласования в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям проект Положения и персональный состав Общественного совета;
– просить Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям поддержать предложение о проведении в текущем году исследования рынка труда в полиграфической сфере, поручив его Институту повышения квалификации работников телевидения и радиовещания совместно с Экспертным советом по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии;
– учебным заведениям, предприятиям и организациям полиграфической сферы, ассоциациям и союзам оказать всестороннюю помощь в проведении исследования и разработке квалификационных стандартов с учетом региональных, профессиональных и других интересов;
– поддержать предложения о необходимости развития сетевых методов поддержки подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для полиграфического бизнеса, выпуска on-line издания по проблемам профессиональных кадров, организации консалтинга и аудита;
– Экспертному совету совместно с Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям организовать конференцию представителей издательскополиграфического бизнеса и специализированных учебных заведений, посвященную обсуждению результатов реализации решений круглого стола и стратегии дальнейших действий в области кадровой политики в полиграфической сфере.
В работе круглого стола приняли участие руководители российских предприятий, ассоциаций, профессорско-преподавательский состав учебных заведений, члены эксперных советов – всего более 60 человек.

НП № 1, январь-февраль 2012


Возврат к списку

Copyright 2016, «Новости Полиграфии»