Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(НП №6, ноябрь-декабрь 2012)

Кадровая политика издательско-полиграфической индустрии России

Кадровая политика

27 ноября Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при участии Академии медиаиндустрии, Экспертного совета по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии и общероссийской Общественной организации «Научно-техническое общество работников печати России» (НТО РП России) провели Круглый стол по обсуждению итогов исследования «Кадровая политика издательско-полиграфической индустрии России».
Вел заседание Круглого стола Руководитель Центра Академии медиаиндустрии, председатель правления НТО РП России Александр Максимович Цыганенко. С сообщением о результатах исследования на тему «Разработка технологий и модели мониторинга труда издательско-полиграфической сферы» выступил руководитель Экспертного совета по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии профессор Московского государственного университета печати Александр Викторович Сафонов.

Рынок труда испытывает острую нехватку квалифицированных кадров

Открыл работу Круглого стола начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрий Сергеевич Пуля. Юрий Сергеевич выразил благодарность за внимание к проблеме, которая обсуждается на Круглом столе.
ПуляОн отметил важность проблемы кадрового обеспечения издательскополиграфической отрасли. Издательско-полиграфический бизнес в последние годы подвержен достаточно серьезным изменениям. Это тиражи, форматы, технологии, рынки сбыта, производственные ресурсы, и за всем этим стоит один вопрос: какова же судьба персонала и какой персонал в бизнесе работает и соответствует ли он тем вызовам, которые на сегодняшний день имеются в индустрии. Технологические и организационные изменения, которые сегодня имеются в отрасли, должны ориентировать работодателя на совершенствование профессиональной компетенции персонала, улучшение систем технологии управления кадровым ресурсом. Однако в силу ряда причин, в том числе и финансовой нестабильности, и внутриорганизационных проблем многих предприятий, кадровая политика сегодня не находится в фокусе должного внимания руководителей издательств и полиграфических предприятий. Невнимание к проблеме кадров может привести к достаточно серьезным стратегическим просчетам в дальнейшей организации бизнеса.
Ю.С. Пуля отметил, что немаловажно каждому в отдельности и всем на таком мероприятии попытаться ответить на некоторые вопросы и обозначить эти вопросы. Какой кадровый ресурс востребован сегодняшним бизнесом? Какой компетентностью он должен обладать? Какова рыночная стоимость этого кадрового ресурса? Как работодатель может удовлетворить эту кадровую потребность, а работник реализовать свои профессиональные навыки? Как повысить эффективность кадрового менеджмента, чтобы создать конкурентные преимущества на рынке? Частично ответы на эти вопросы дает мониторинг, который в текущем году был осуществлен по заказу Роспечати. Его результаты, в том числе, сегодня предлагаются к обсуждению.Мониторинг дает работодателям возможность определиться кого, чему и как надо обучать. А профессиональным кадрам предоставляет четкое понимание о возможной реализации профессиональных навыков.
Рынок труда испытывает сегодня острую нехватку квалифицированных кадров, которые были бы подготовлены с учетом запросов разных по величине и форм собственности и технологий типографий, издательств, организаций книжной торговли и других производств. Не все субъекты рынка осознают необходимость изменения этой системы. Нередко качество кадрового ресурса не удовлетворяет современным рыночным требованиям. Велики диспропорции между спросом и предложениями на рынке труда. Особенно это видно в регионах. Неравномерность распределения квалифицированного персонала в регионах способствует созданию в некоторых регионах дефицита квалифицированных специалистов, а в крупных городах наоборот переизбыток специалистов. В последнее время эта тенденция усиливается в связи с организационными изменениями в системе подготовки профессиональных кадров, и в первую очередь специалистов среднего звена. При этом, как ни парадоксально, перепрофилирование учебных центров, готовивших профессиональные кадры для печати, происходит в тех регионах, где концентрация типографий и издательств велика и не уменьшается, а постоянная необходимость в кадрах, необходимость соответственных образовательных учреждений очевидна. Юрий Сергеевич заметил, что хотелось бы понять что обеспечивает человеческое наполнение того разнообразия профессий, которое на сегодняшний день имеется в нашей отрасли.
Одним из важных моментов в кадровой политике издательско-полиграфической индустрии России Юрий Сергеевич Пуля обозначил необходимость разработки профессиональных стандартов. Он отметил, что профессиональный стандарт – это продукт коллективной деятельности работодателей, общественных структур, образовательных учреждений, экспертных советов.
Ю.С. Пуля заметил, что качество первичного рынка труда – это серьезная проблема не только для нашей отрасли. Это проблема для всех сфер производства без исключения. И, конечно, все эксперименты с образованием на всех уровнях подготовки кадров не замедлят сказаться на качестве молодых специалистов. В индустрии наблюдается еще одна, требующая решения, проблема. Недостаточно активно со стороны союзов и объединений работодателей проводится разъяснительная работа, если хотите, своеобразный PR базовых профессий индустрии: издателей, технологов, механиков, печатников, наладчиков. Усугубляют эту проблему различные высказывания о якобы скором закате полиграфии и печатных СМИ, которые дают основание молодым людям при выборе профессии зачислять полиграфические специальности в разряд неперспективных, и, соответственно, не стремиться ими овладеть. Подобная ситуация должна заставлять общественные ассоциации и профильный бизнес искать новые возможности привлечения талантливой молодежи к обучению.
В заключение Ю.С. Пуля отметил, что признать несовершенство управления в неразвитых кадровых структурах на производстве способна не каждая организация. И не многие руководители готовы похвастаться перспективностью применяемых кадровых технологий, продуманной системой роста квалификаций персонала, повышения общекультурного уровня. Именно поэтому надо тщательно подходить к вопросам технологичности и качества кадрового менеджмента. Первый шаг – это всесторонняя оценка того, что у нас есть на данный момент, какой имеется потенциал. И какую можно было бы организовать стратегию улучшения качества персонала на ближайшие 3 года. Дальнейшие шаги будут направлены на поддержку идей и проектов создания информационно-аналитического ресурса, кадрового консалтинга, системы добровольной сертификации персонала, улучшения доступности и актуальности программ развития персональной компетенции. А возможно и создания профильного кадрового агентства. Опыт других отраслей производства показывает, что это довольно эффективный инструмент. Ю.С. Пуля выразил уверенность, что данное мероприятие будет для всех полезным.

Информация для многих участниковnпринтмедиа сферы

С сообщением о результатах исследования на тему «Разработка технологий и модели мониторинга труда издательско-полиграфической сферы» выступил руководитель Экспертного совета по бизнес-технологиям в области издательского дела и полиграфии профессор Московского государственного университета печати Александр Викторович Сафонов.
СафоновОн отметил, что основой любого управленческого решения является достоверная информация. Управленческий просчет обходится дорого для любой сферы деятельности. Кадровая ошибка на первый взгляд незаметна, но стратегически более опасна. А.В. Сафонов рассказал, что первая попытка провести комплексные исследования рынка труда книжной сферы состоялось в текущем году.
По заказу Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства организаторами Круглого стола был проведен мониторинг кадрового ресурса по четырем федеральным округам Российской Федерации. Центральный, Северо-Западный, Сибирский и Приволжский. Период исследования июнь–сентябрь 2012 года. В рамках мониторинга было разработано четыре вида опросных листов, ориентированных на выпускников профильных образовательных учреждений всех уровней, на полиграфические компании, издательства, а также экспертов в принтмедиаиндустрии.
В процессе исследования основных тенденций развития принтмедиа сферы выявлено, что для большинства респондентов насущным являются экономические аспекты производства, издательской продукции, полиграфических услуг. Причем, издательства и типографии расходятся во мнении по развитию рынка принтмедиа. Лидирующей позицией для полиграфической сферы в рейтинге основных тенденций занимает повышение оперативности, качества и технологичности оказания услуг. Изменение ценовой политики, недозагрузка производственных мощностей. Почти 50% респондентов высказались в пользу этих факторов. Более половины представителей издательств указали на снижение покупательной способности, недостаток оборотных средств. Все эти факторы связаны с финансовой нестабильностью. Полиграфия пытается искать новые рыночные возможности в активизации производственных циклов, повышении технологичности и качества услуг, и при этом снизить издержки и представить клиентам более гибкую систему ценообразования. Издательский бизнес, в свою очередь, пытается прочувствовать реальный рынок потребления продукции, экспериментирует с ассортиментной политикой и себестоимостью, при этом ставя новые задачи перед полиграфистами.
Конъюнктурные изменения естественным образом отразились в структуре в численности и требованиях к кадровому ресурсу. Среди наиболее значимых изменений кадровой политики принтмедиаиндустрии отмечается следующее. Это оптимизация численности персонала, перераспределение функций между работниками компании. Второе – тенденция избавления от ненужного кадрового балласта, который был приобретен в период активного роста. Третье – снижение численности дублирующих специалистов. Четвертое – использование ситуации кризиса для оперативного решения кадровых вопросов. Эти изменения в равной степени относятся как к типографиям, так и издательствам.
Однако региональная палитра кадровых вопросов имеет ряд особенностей. В контексте этих изменений интересно проследить динамику потребности тех или иных специалистов, методов привлечения персонала. Немаловажным в этой ситуации являются ценовые амбиции потенциальных соискателей рабочих мест. По итогам проведенного анализа наиболее востребованными в полиграфическом производстве являются квалифицированные кадры основного производства с профильным образованием. Таким образом, выпускники профильных колледжей могут легко трудоустроиться по профилю при желании связать свое будущее с принтмедиа сферой. Правда краеугольным камнем остается качество профильного образования. Второе место занимают специалисты технологической направленности. К топовым позициям относятся также специалисты по работе с клиентами, которые сочетают навыки технологического и экономического планирования, а также знания рынка. Следует отметить рост потребности рынка в вакансиях механика испециалиста по качеству.
А.В. Сафонов отметил, что издательский бизнес не отличается оригинальностью. Здесь также наблюдается рост потребности в квалифицированных кадрах основного производства с профильной подготовкой. Среди специалистов востребованы редакторы и товароведы. Потребность в профессионалах по работе с клиентами не менее высока, чем у полиграфистов. Наблюдается рост запросов на вакансии специалистов по качеству издательской продукции, что вполне объяснимо сегодня в условиях жесткой конкуренции и перспективах ВТО. Видимо, учебным заведениям на этот факт стоит обратить пристальное внимание и развивать это направление при подготовке специалистов.
Кадровые потребности федеральных округов несколько корректируют данные, но характер запросов по категориям персонала почти идентичен. Общая оценка качества профильного образования, которая уже упоминалась, неутешительна. Большинство респондентов из числа работодателей признают качество профильной подготовки своих молодых специалистов далекими от совершенства. И только около 12% полностью удовлетворены качеством образования, а более 25% опрошенных указывают на существенные пробелы в образовательных программах учебных заведений.
Картина будет неполной, если не учесть мнение о качестве профильной подготовки ее обладателей. Чуть более четверти респондентов положительно оценили качество существующей подготовки. Причем, вузовское образование в большей степени нуждается в конструктивных мерах по повышению качества и престижности. Выпускники профильных учебных заведений имеют свои предпочтения на рынке труда. И конечно не все, кто получил образование издательско-полиграфического профиля, планируют потенциально заниматься карьерным строительством в соответствии с полученной подготовкой. Более 30% респондентов предпочтут покинуть принтмедиа бизнес. Диапазон по зарплате при невысокой профессиональной компетенции у соискателей весьма амбициозен, что затрудняет нахождение равновесной цены на рынке труда.
Александр Викторович пояснил, что актуальными факторами при трудоустройстве являются:возможность карьерного роста и дальнейшего профессионального развития, адекватное руководство и коллектив, транспортная доступность и, конечно, достойная заработная плата вне конкуренции среди приоритетов. Запросы по заработным платам представляют собой интерес. Самыми нескромными в ожиданиях оказались обладатели корочки технических специальностей вузов. Более половины респондентов рассчитывают на заработную плату от 35 тыс. рублей и выше, что нереалистично без опыта работы и достаточной профессиональной подготовки. Интересно здесь отметить тот факт, что при опросе потенциальных соискателей рабочих мест, студенты дневного отделения попадали в категорию 35–40 тыс. рублей и выше, а студенты вечернего отделения, которые уже познали реальность жизни, в категорию до 35 тыс., их позиция немного пониже.
Вышеперечисленные факторы создают проблему в системе найма персонала, о чем высказались более половины респондетов из числа работодателей.
Аналогичная ситуация возникает и у специалистов в процессе поиска рабочего места. Лидером проблем является отсутствие опыта работы, 2-е место делят несоответствие качества полученного профильного образования требованиям реального рынка труда и невладение навыками соответствующего специалиста. Отсутствие единой информационной базы по вакансиям профильного рынка труда и специализированного кадрового агентства не добавляют оптимизма в поисках рабочего места для начала деловой карьеры. Нечеткость требований работодателей к профессиональным компетенциям завершают круг проблем молодого специалиста.
Издательско-полиграфическая сфера не может похвастаться совершенством технологии найма, отметил А.В. Сафонов. Интернет, знакомые и профильные издания – это основные инструменты в данном случае. Реальным средством совершенствования кадровых технологий могли быть профессиональные стандарты в совокупности с профильной биржей труда.
В процессе мониторинга посредством анализа проблем и предложений респондентов были выявлены приоритетные направления улучшения данной ситуации в принтмедиа сфере.
Так как издательско-полиграфический бизнес достаточно технологичен, то старение знаний и навыков опережает процессы обновления компетенции персонала, что в свою очередь снижает конкурентоспособность бизнес-структур.
По данным опроса подавляющее большинство респондентов осознают необходимость инвестиций в человеческий капитал, его развитие. Однако отмечается их целесообразность при ряде условий.
Вполне логично, заметил профессор Сафонов, что работодатель хочет получить гарантии возврата капиталовложений через повышение производительности труда, освоение персоналом новых компетенций. Но немаловажно закрепление нового сотрудника в организации. Именно эта проблема трудноразрешима. Кстати законодательно установлена ответственность персонала за возврат капиталовложений в его профессиональное развитие – первый шаг на пути решения проблемы регионального дисбаланса спроса и предложения профильного рынка труда.
Анализ инвестиционных предложений показал, что типографии и издательства предпочли бы вкладывать финансовые средства в программы внутреннего корпоративного развития. Объяснить подобный выбор можно некими гарантиями конечных результатов, контролем процесса обучения, возможностями адаптации под организационные задачи программ, средств и технологии образования. Для полиграфии переподготовка – следующее в рейтинге предпочтений. А вот издательский бизнес склоняется к технологиям образовательного консалтинга и программы тренинга персонала.
Престижность издательско-полиграфического бизнеса, по мнению молодых специалистов, целесообразно повышать через оптимизацию содержания профильной подготовки и соответствия программ обучения реальным запросам работодателя. Грамотный и активный PR и реклама специальностей, ориентированная на целевого пользователя, является действенным средством формирования позитивного отношения к принтмедиа сфере. Дополнительным стимулирующим фактором является организация мастер классов от ведущих специалистов профильного бизнеса.
Исследование позволило сформировать так называемую “карту кадровойобеспеченности” полиграфического бизнеса по федеральным округам, которые и являлись объектами оценки, сообщил Александр Викторович. На карте показано количество в каждом округе типографий, численность персонала в полиграфической сфере непосредственно и степень удовлетворенности по кадрам. Картина, особенно по начальному среднему образованию, достаточно плачевная. Удовлетворенность порядка 6%. По ВУЗам на прошлом Круглом столе изначально было более оптимистичное понимание. Сейчас есть на руках результаты по четырем округам. Удовлетворенность по подготовке кадров с высшим образованием не дотягивает 80%.
Разработка сбалансированных действенных методик и технологий экспертизы кадрового ресурса позволяют заложить надежный фундамент системы добровольной сертификации персонала, актуальность которой назрела, особенно при вхождении в принтмедиаиндустрию ВТО. Профессиональный стандарт – это продукт коллективной деятельности работодателей, профильных общественных структур, образовательных учреждений, координационных экспертных советов, всесторонне представляющих тенденции развития издательско-полиграфического бизнеса, его перспектив.
Подводя итоги исследования, резюмировал В.А. Сафонов, стоит заметить, что информация, полученная по результатам мониторинга, ценна для многих участников принтмедиа сферы. Представителям бизнеса мониторинг должен давать информационную базу для повышения конкурентоспособности и стратегической эффективности производства. Для представителя образования – ответы на вопросы кого, сколько, кому и как обучать. Профессиональным кадрам – четкое представление о возможности реализации профессиональных навыков, компетенции и личностных амбиций. Для представителей общественных структур – ориентиры для оказания помощи и содействия первым трем категориям.

Подготовка кадров для полиграфического производства в Германии

Проффесор Хартманн Либетрут из Бергского университета Германии поделился опытом подготовки профессиональных кадров в Германии.
ЛибетрутПрофессор Либетрут отметил, что в настоящее время, когда мы получаем иногда не очень приятные новости о состоянии полиграфической отрасли, конкурентноспособность печатной индустрии должна быть защищена высочайшим уровнем кадров на всех ступенях иерархии компаний и во всех областях применения печатных технологий. Поэтому подготовка кадров и особенно квалифицированных рабочих, имеет немаловажное значение. В течение многих лет система профессионального обучения в Германии рассматривается как достаточно успешная.
Подготовка рабочих кадров для производства в Германии, также как в Швейцарии и Австрии, исходит из традиций средневековых гильдий. Это имеет место примерно в 2/3 частных компаний или государственных фирм, а также в 1/3 колледжей (профессионально-технических училищах).
Обучение называется дуальным, так как осуществляется одновременно на двух площадках: на производстве и в учебном заведении. Период обучения, в целом, занимает три года, по окончании его сдается так называемый «Квалификационный экзамен» на профессиональные умения и навыки. При приёме на профессиональное обучение требуется наличие у поступающего положительных оценок за 9 классов средней школы. Около 2/3 выпускников школ этого возраста в Германии выбирают такой тип дуального профессионального обучения на одном из государственно признанных направлений профессиональной подготовки. В общем перечне профессий в Германии – семь относятся к полиграфической отрасли. Соискатель должен одновременно найти компанию, типографию или фирму, которые будут готовы заключить с ним ученический договор.
Ученик не является сотрудником компании по той причине, что его не принимают на работу как неквалифицированного рабочего, сообщил г-н Либетрут Это объясняется тем фактом, что ученик присутствует на производстве только 2/3 нормального рабочего времени, т.е. от трех до четырех рабочих дней в неделю, а 1 или 2 дня приходятся на занятия в учебном заведении. Но, несмотря на указанное, существует множество исключений из этого правила.
Практическое обучение на производстве происходит под руководством сертифицированного практикующего специалиста, который обычно имеет квалификацию «мастер». Данный специалист координирует обучение на производственном участке так, чтобы оно было синхронизовано с теоретическим обучением в образовательном учреждении.
Ученический договор, конечно, обычно заключается с намерением взять на работу в компанию квалифицированного работника – ученика, который пройдет финальное тестирование после обучения. Тем не менее, не существует законодательного права для обязательного последующего трудоустройства выпускника на данном производстве. С другой стороны, компания не имеет права удерживать ученика. Весьма вероятно, что прошедший обучение ученик покидает компанию, которая в таком случае берет на себе затраты на обучение, не имея от этого какой-либо пользы.
В отличие от предыдущих годов, ученик в настоящее время не платит за обучение, заметил профессор Либетрут. Он или она, скорее наоборот, получают компенсацию. Сумма выплаты составляет 853 евро за месяц первого года обучения и возрастает до 1006 евро за месяц в последние годы обучения. Для сравнения, у подготовленного специалиста 5 уровня квалификации часовой тариф составляет 16,55 евро, что соответствует заработной плате примерно2300 евро в месяц.
Профессии с государственным признанием в полиграфии, несколько трансформированные при реформах системы образо- вания 1998 г. и 2007 г. имеют следующие обобщенные названия:
– Дизайнер изображений и аудио;
– Дизайнер электронных и печатных средств информации (продукции);
– Дизайнер флексографской печати (можно сказать упа- ковки);
– Менеджер цифровых и печатных средств информации;
– Технолог печати;
– Технолог послепечатной обработки;
– Технолог трафаретной печати.
При более внимательном изучении списка признаваемых профессий, равно как и списка курсов для профессионалов в области медиа, можно заметить, что он не вытекает из детальной систематизации процессов печатной индустрии. Список скорее выражает компромисс, который был достигнут вследствие сложных переговоров между отдельными группами, между группами предпринимателей, между предпринимателями и союзом печатников. Этот факт компенсируется, однако, тем, что он поддерживается всеми заинтересованными сторонами.
Далее профессор Либетрут остановился на профессиях в области технологии полиграфического производства.
В 2011 году число учеников в индустрии печати составило 15057 человек. Оно значительно упало в последние годы в связи с уменьшением числа работников, занятых в полиграфии. Тем не менее, количественное отношение учеников к общему числу занятых в полиграфии относительно постоянно – 10%, но с некоторыми изменениями год от года. В сравнении с другими отраслями промышленности, эта цифра относительно высока, что обусловлено тем фактом, что значительное количество квалифицированных работников трудятся в сложном и разноплановом по технологиям производстве, которое объединяет допечатные, печатные и отделочные процессы.
Г-н Либетрут рассказал, что учебный план для трех лет обучения содержит три блока дисциплин: A, B и C. Блоки дисциплин А и B представляют собой курсы профессионального обучения, а блок С предназначен для развития интегративных навыков, знаний и умений. Предметы блоков А и С являются обязательными, для них запланирован период обучения в 104 недели. Предметы блока В являются дисциплинами по выбору. Он состоит из двухсуб-групп 1 и 2. Обучаемый должен сделать выбор и определить для себя из субгруппы 1 два предмета из двадцати одного. Каждый из них имеет длительность 13 недель. Из суб-группы 2 должен быть выбран один предмет. Данная суб-группа содержит тринадцать предметов, для каждого из которых установлено 26 недель обучения.
План обучения для ученика, который выбрал профессию в области технологии полиграфического производств, может иметь следующий вид.
Обязательные профессиональные специальные предметы из блока А:
1. Планирование технологических процессов печати;
2. Наладка печатных машин;
3. Управление печатными машинами;
4. Технологии печати и процессы;
5. Обслуживание печатных машин.
Блок В содержит больше специализированных обязательных предметов на выбор (выбор 2-х из 21 предмета) и может быть в конкретном случае из суб-группы 1 таким:
1. Управление процессом печати на пульте управления ролевой офсетной печатной машины;
2. Технология обслуживания ролевых офсетных машин;
Из списка суб-группы 2 (1 из 13 предметов):
1. Коммерческая офсетная ролевая печать.
Набор общих обязательных предметов из блока С включает:
1.Законодательство о труде и коллективные договора;
2.Структура и организация компании;
3.Охрана труда;
4.Охрана окружающей среды;
5.Организационные коммуникации.
Цель профессионального обучения, это получение необходимой квалификации для успешной работы в выбранной профессии на производстве.
Обучение предусматривает не только профессиональные предметы, но также так называемые "общие", необходимые в общественной жизни, независимо от профессии. Обучение завершается экзаменом, который проходит под руководством Торгово-промышленной Палаты или Палаты Ремесел. Результаты принимает Комитет, в состав которого входят преподаватели из профессионального училища, а также представители работодателей и профсоюзов. Выдержав экзамен, ученик получает ранг подмастерья в области печати.
Экзамен включает четыре испытания:
– Практическая печать продукции. На это испытание отводится 7 часов, а удельный вес оценки составляет 50% в общей итоговой;
– Выполнение задания по планированию печатных работ (в письменной форме)
– 2 часа (20%);
– Разработка технологической карты процесса (в письменной форме)
– 2 часа (20%);
– Экономические расчеты и обоснования (в письменной форме) – 1 час (10%).
Экзамен должен показать, что кандидат, например, на профессию печатника может: вести настройку печатной машины, обеспечить печать продукции, оценить визуально и с помощью приборов результаты печати, рассчитывать и прогнозировать ход производственного процесса.

Обсуждение проблем

Результаты мониторинга и опыт подготовки кадров в Германии вызвали широкое обсуждение участников Круглого стола.
С обсуждением принципиальных вопросов подготовки кадров издательско-полиграфической индустрии выступили директор Тверского полиграфического колледжа Валерий Николаевич Соловьев, директор Сибирского государственного колледжа печати и информационных технологий Роман Сергеевич Силкин, президент МАП Борис Александрович Кузьмин, начальник отдела развития полиграфического комбината «Пушкинская площадь» Евгений Владимирович Разинкин, президент Торгового дома «Библио-Глобус» Борис Семенович Есенькин, ректор Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова Константин Валерьевич Антипов, студентка МГУП Марина Александровна Агейкина, заместитель руководителя Международного центра менеджмента Николай Петрович Маковеев, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Александр Васильевич Иванов, вице-президент МАП Дмитрий Михайлович Закиров.

Валерий Николаевич Соловьев, директор Тверского полиграфического колледжа, обозначил Соловьевпроблему с обучением печатника: раньше учащегося с общеобразовательной базой 9 лет в колледже учили 3 года, по новому образовательному стандарту на это отводится 2,5 года. Он обратился к Федеральному агентству с просьбой восстановить статус колледжа, как федерального образовательного учреждения. Высказал предложение оптимизации профильных образовательных форм.

Роман Сергеевич Силкин, директор Сибирского государственного колледжа печати и информационных технологий, Силкинозвучил проблему с преподавателями по профессии. Профессиональный мастер, педагог полиграфического направления – очень большая редкость. Сейчас в колледже есть только 2 преподавателя с профильным полиграфическим образованием, и они его получали в 60-е годы. Он отметил отсутствие третьей ступени: ближайший полиграфический вуз находится в Омске. Поэтому талантливые выпускники этого колледжа с большим трудом могут получить профильное высшее образование. Для непрерывного отраслевого образования очень важно пройти все ступени: начальное, среднее и в конце ориентированное высшее образование.
Р.С. Силкин подтвердил необходимость профессиональных стандартов. Это может сблизить учебное учреждение и работодателя.
Он обратил внимание на проблемы, связанные с переводом колледжей на региональный уровень.

Евгений Владимирович Разинкин, руководитель отдела развития ПК «Пушкинская площадь», рассказал, что комбинат испытывает достаточно серьезные трудности с персоналом. В основном это средний управленческий персонал: мастера, начальники цехов, участков, подразделений. Есть потребность в печатниках, операторах.
В связи с этим в «Пушкинской площади» было организовано внутрифирменное обучение. Для внутрифирменного образования тоже требуются специалисты со знанием структуры работы оборудования и т.д. Также отметил, что нет образовательных стандартов, в которых испытывают потребность.
Е.В. Разинкин заметил, что имеет смысл рассмотреть учебным учреждениям внедрение в процесс обучения специальных программ в виде симуляторов печатных машин.

Константин Валерьевич Антипов, ректор МГУП им. Ивана Федорова, высказал, что для Антиповболее продуктивного обсуждения необходимо сместить вектор поиска решения проблемы актуализации кадрового потенциала с макроуровней, с поиска решений федераций, ведомств, объединений работодателей на механизм отношений с конкретным заказчиком квалификаций, конкретным предприятием и конкретным учебным заведением. В МГУП есть проект «Открытая кафедра». Запрос на квалификации формируется не вообще, не в регионе, не в Федеральном округе, и даже не в городе, а конкретное предприятие является конкретным заказчиком конкретного количества людей с конкретным набором навыков и компетенций. Сегодня одно предприятие, а завтра другое. Мы живем в образовательном рынке, заметил Константин Валерьевич. Подготовка специалистов – это отношения на уровне предприятия и вуза или колледжа. На таком уровне формируется заказ на квалификацию, и на таком уровне этот заказ исполняется, хорошо это или плохо. Хорош или плох Федеральный образовательный стандарт, поздно обсуждать. Он есть, и в его рамках надо работать. Есть или нет профессиональных стандартов? Их нет. И в этих условиях нужно работать, сказал ректор МГУП. Работать надо в отношениях: конкретный колледж, конкретный вуз и конкретное предприятие или конкретные предприятия. Нужно иметь формы этого сотрудничества, которые позволили бы оперативно отражать содержание учебного процесса и те запросы, которые предъявляют конкретные предприятия, а не отрасль некая вообще, резюмировал Константин Валерьевич.

Дмитрий Михайлович Закиров, вице-президент МАП, рассказал о формировании системы независимой оценки качества среднего профессионального образования в полиграфической отрасли и об организованной Межрегиональной ассоциацией полиграфистов и Издательско-полиграфическим колледжем Центра оценки и сертификации рабочих в полиграфической индустрии и о первых шагах работы этого Центра.

Итоги

Заслушав и обсудив сообщение рабочей группы о результатах исследования на тему: «Разработка технологий и модели мониторинга рынка труда издательско-полиграфической сферы», участники Круглого стола отмечают следующее:
– в издательско-полиграфической сфере сегодня остро ощущаются кадровые проблемы, наблюдается изменение критериев и требований к профессиональной компетенции специалистов;
– эффективность кадровых технологий поиска, найма, мотивации и корпоративного развития, применяемых принтмедиа бизнесом, в целом не высока, а методы управления персоналом нуждаются в совершенствовании и оптимизации;
– отсутствие профессиональных стандартов, содержащих требования к уровню компетенции и квалификационным требованиям специалистов, приводит к дисбалансу в программах подготовки и практики использования кадров;
– наблюдается неравномерность распределения профессиональных кадров по регионам и возрастающие требования работодателей к компетенции, навыкам и знаниям специалистов усиливает диспропорцию спроса и предложения профильного рынка труда;
– недостатки маркетинга образовательных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным, среднепрофессиональным и начальным образованием технической направленности при наличии ярко выраженной потребности в этой кадровой категории. Участники Круглого стола рекомендовали:
– Продолжить практику мониторинга профильного рынка труда, шире привлекать к исследованию кадрового рынка общественные и профессиональные объединения издательско-полиграфической сферы;
– При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям организо вывать систематические ежегодные обсуждения итогов мониторинга в формате Круглого стола и публикацию результатов в специализированных печатных изданиях и информационных ресурсах;
– Считать одной из первоочередных задач разработку профессиональных стандартов издательско-полиграфической сферы;
– Просить Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям ходатайствовать перед Минтрудом России по включению на 2013–2015 гг. в программу разработки профессиональных стандартов профессий издательско-полиграфической сферы;
– Просить Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям организовать с привлечением общественных и профессиональных объединений, профильных учебных заведений различного уровня в 2013–2015 годах разработку профессиональных стандартов, их апробацию в конкретных условиях типографий, издательств и книготорговых организациях;
– Считать целесообразным организацию Координационного центра при Общероссийской Общественной организации «Научно-техническое общество работников печати России» по работе с учебными заведениями регионального подчинения с целью оказания им помощи в повышении квалификации кадров, доступе к современной научной и учебной литературе, электронным средствам в практической подготовке;
– Организаторам мероприятия провести анализ выступлений и обобщить предложения участников Круглого стола по разработки программного документа «Кадровая политика и стратегия принтмедиаиндустрии России 2013–2015 гг.». Организовать публичное обсуждение проектов в первом квартале 2013 года.
Поручить организацию исполнения решений Круглого стола Академии медиаиндустрии и Экспертному Совету по бизнестехнологиям в области издательского дела и полиграфии.

НП №6, ноябрь-декабрь 2012


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»