Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(НП №8, октябрь 2011)

Целевая подготовка или широкая компетенция?

Московский государственный университет печати им. И. Фёдорова провёл в октябре форум на тему: «Рынок труда полиграфического бизнеса: спрос компаний и предложение вуза». В его работе приняли участие представители международных компаний-производителей полиграфического оборудования, руководители российских предприятий, профессорско-преподавательский состав университета – всего более 50 человек. В ходе встречи обсуждались перспективы интеграции полиграфического образования и производства, выбор вектора подготовки выпускников – на формирование узкой специализации или широкий спектр профессиональных компетенций, совершенствования условий производственной практики и стажировки студентов, возможности целевой подготовки инженеров-технологов по заявкам предприятий.

Направление на конкретику Основное сообщение сделал Константин Антипов – доктор экономических наук, профессор, и.о. ректора МГУП им. И. Федорова. Он затронул проблему реализации образовательного стандарта 3-го поколения, что вытекает из Болонской декларации, к которой Россия присоединились ещё в 2003 году. Внедрение нового стандарта обучения приведёт к появлению учебных планов нового типа, модульных учебных программ, новых учебных курсов, основанных на современных знаниях и конъюнктуре рынка, тестовой форме контроля знаний, а главное, сменит парадигмы высшего образования от студента, которого учат к студенту, который учится.
Подготовка таких выпускников потребует участия лучших специалистов принтмедиа индустрии. Готовы ли полиграфические компании к взаимодействию с высшей школой? Удовлетворяется ли потребность профильного рынка в кадрах? Как востребованы молодые специалисты в полиграфическом бизнесе? Ответы на эти вопросы помогут создать механизм, отображающий реальную потребность конкретного предприятия в кадрах. В сегодняшних условиях поддержка госзаказа неперспективна, поскольку имеет минимальные шансы для своей реализации. Всё должно быть направлено на конкретику.
Организованные за последние 20 лет в университете «салоны» по демонстрации новых образцов оборудования сейчас стали неэффективны. Требуется перейти к созданию реально действующих производственных цепочек, а ещё лучше технопарка, где бы студенты актуализировали свою компетенцию.
Рыночный спрос на подготовку профессионалов для разных сфер деятельности предусматривает 2-уровневую систему высшего образования: бакалавр, магистр. Совершенно очевидно, что программы подготовки бакалавров и магистров необходимо разрабатывать с учётом конкретных требований работодателей – как специалистов исполнительского типа, в основном для регионального уровня, так и творческого, креативного типа управленческого уровня, а также для формирования научно-преподавательских кадров.
Сотрудничество университета и предприятий полиграфии представляется основным условием сохранения и развития как системы принтмедиа образования, так и полиграфического бизнеса.

Формирование концепции
Поставленные вопросы нашли горячий отклик у присутствующих, что вылилось в бурную дискуссию. Со своими предложениями выступили: Григорий Куликов – доктор технических наук, профессор, директор департамента развития лабораторной базы МГУП; Юрий Андреев – заведующий кафедрой технологий допечатных процессов МГУП; Лидия Погребенко – генеральный директор типографии «Триада»; Денис Подобед – руководитель отдела продукт-менеджмента Yam International; Андрей Карелин – торговый представитель Hewlett Packard; Алексей Опикин – руководитель кадровой службы «Альфа Дизайн»; Евгений Разинкин – начальник отдела технического и производственного анализа ПК «Пушкинская площадь»; Вячеслав Румянцев – заведующий отделом печатных машин НИИ «Полиграфмаш»; Александра Семенова – специалист по подбору персонала Du Pont; Татьяна Спилка – заместитель директора по кадрам компании «ВИП-Системы»; Олег Шишкин – менеджер по продажам ГК «Терра Принт» и многие другие.
Было отмечено, что формирование современных специалистов в большой степени зависит от состояния лабораторного и учебно-производственного оборудования и наличия современных расходных материалов. На сегодняшний день срок службы его составляет в среднем 10–20 лет. Следует создать условия, особенно специализированным лабораториям выпускающих кафедр, для постепенного его обновления. Важным направлением развития должна быть информатизация лабораторной базы – оцифровка методических указаний, справочных материалов и характеристик имеющегося оборудования. Наиболее актуальной задачей является создание на площадке университета современного технопарка. Такая модель себя оправдывает на примерах специализированных учебных заведений ряда стран. МГУП готов приступить к формированию концепции технопарка в сотрудничестве с компаниями отрасли. Будет ли жива промышленная печать и будет ли она развиваться дальше, зависит от кругозора и профессионализма выпускников. Необходимо выработать, вместе с отраслью, конкретные предложения по системе заказов на специалистов с учётом потребности в технологах, издателях, экономистах, специалистах по рекламе, упаковке, операторах на цифровые машины. Усилия университета по трудоустройству выпускников приносят свои плоды: до 80–90% работают по специальности.
Реализация 3-го поколения федеральных стандартов и образовательных программ требует увеличения соотношения курсов по выбору и обязательным дисциплинам. В связи с этим, участники форума посчитали целесообразным создание Совета отраслевых экспертов, функции которого будут состоять в аудите учебных планов и программ на предмет их соответствия требованиям отрасли. Предлагается начать серию презентаций образовательных программ по различным направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
В заключение было принято решение проводить форум регулярно с периодичностью 2 раза в год – в начале и конце каждого учебного года, что позволит эффективно оценивать шаги по налаживанию взаимодействия производства и образования. Вместе с тем, нельзя не отметить отсутствие на форуме федеральных и общественных структур и смежных организаций, взаимодействующих с предприятиями полиграфической сферы и использующих в своей работе выпускников университета печати. Участие в формировании программ профессионального развития, определение потребности в профессиональных кадрах и оценка качества подготовки выпускников вуза необходимы со стороны Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, отраслевого Профсоюза работников культуры, целого ряда ассоциаций и издательств.

НП №8, октябрь 2011


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»