Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(апрель, 2013)

IV Пленум Центрального комитета Российского профсоюза работников культуры

10 апреля 2013 года в помещении Большого зала Коллегии Министерства культуры Российской Федерации состоялся IV Пленум Центрального комитета Российского профсоюза работников культуры.
На Пленуме выступили председатель РПРК Г.П. Парошин с докладом «О ходе выполнения отраслевых соглашений РПРК с Министерством культуры Российской Федерации и Роспечати за 2012 год», а также заместитель Председателя РПРК А.В. Пушкарев с докладом «О прекращении и подтверждении полномочий членов Центрального комитета РПРК» и главный бухгалтер РПРК А.П. Столбова «О бухгалтерском балансе РПРК за 2012 год, об исполнения сметы доходов и расходов РПРК за 2012 год, об основных показателях сметы доходов и расходов Профсоюза на 2013 год, о распределении членских взносов по уровням профсоюзной структуры». В ходе Пленума состоялось торжественное заседание, посвященное 60-летию Профсоюза работников культуры, где с поздравлениями выступили представители министерств, ведомств, организаций и гостей торжественного собрания.
Состоялось награждение профсоюзными и ведомственными наградами.

Доклад Председателя РПРК Парошина Г.П.
На IV Пленуме ЦК РПРК
10 апреля 2013 года

О ходе выполнения отраслевых Соглашений Профсоюза с Минкультуры РФ и Роспечати

Уважаемые товарищи!
Год назад, в апреле 2012 года на III Пленуме ЦК мы сформулировали задачи и требования отраслевого профсоюза в связи с модернизацией отраслей культуры. Главные из них:
– увеличение объемов финансирования отраслей культуры на всех уровнях бюджетной системы;
– поэтапное повышение зарплаты и введение базовых тарифных ставок и должностных окладов, как единых и минимальных гарантий на территории РФ;
– принятие нового федерального закона « О культуре в РФ»;
– привлечение дополнительных материальных ресурсов в отрасль через принятие национального проекта «Культура» и проведение года культуры в Российской Федерации.
Приветствуя любые инициативы и меры властей, направленные на улучшение положения работников отрасли, со своей стороны, совместно с нашими социальными партнерами в рамках заключенных соглашений, содействуем более эффективному распределению фондов оплаты труда, освоению средств на качественное выполнение оказываемых услуг по госзаданию.
Принцип социального партнерства трудно переоценить. Месяц назад 4 марта на встрече Председателя ФНПР М.В. Шмакова и Президента В.В. Путина отмечена важность работы трехсторонних комиссий, отраслевых соглашений. «Эта работа не простая, очень сложная, это всегда поиск тяжелых компромиссов. Но именно эта работа создает нам устойчивую ситуацию между работодателями, между работниками и между официальными государственными структурами» (Путин).
Давайте посмотрим, как мы взаимодействуем и что совместно решаем с нашими социальными партнерами. Прежде всего, хотел бы предложить Пленуму поддержать инициативу руководства Госдумы, рассмотревшей в первом чтении законопроект, обязывающий Правительство РФ ежегодно представлять в парламент государственный доклад о состоянии культуры в стране. Дело теперь за тем, чтобы этот закон был скорее принят и заработал в 2013 году.
Предлагаю Пленуму поддержать инициативу Правительства РФ об объявлении 2014 года «Годом культуры в России». Готовится Указ Президента. Для того, чтобы Год прошел успешно, потребуется финансирование на всех уровнях – муниципалитетов, провинциальных городов, а не только столичных учреждений. Стоит напомнить, что в 2014 году состоится финал Культурной Олимпиады в Сочи. Финал пройдет одновременно с Олимпийскими играми. Гостям и участникам Игр будут представлены самые яркие номера четырехлетней культурной программы (2010 г.– Год кино, 2011 г. – Год театра, 2012 г. – Год музыки, 2013 г. – Год музеев), а также все лучшее, что есть в российской культуре.
Мы готовим предложения в соответствующий план мероприятий, а сегодня на Пленуме прошу поддержать одно из них: «Об учреждении профессионального праздника – Дня полиграфиста».
Профсоюз приветствует серьезные изменения, которые наметило в проведении культурной политики Министерство культуры РФ, впервые назвав задачу повышения зарплаты работникам учреждений культуры своим абсолютным приоритетом.
На каком фоне началась реализация этого приоритета?
Динамика расходов федерального бюджета на культуру в 2013 году составит по сравнению с 2012 г. 97.5%, удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ составит 1,4% (в 2012 г. – 1,5%). Предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на выполнение Указа Президента от 7.05.2012 г. №597. Из этих цифр видно, что сфера культуры, к сожалению, продолжает отличаться, как это не парадоксально, остаточным принципом финансирования на всех уровнях бюджетной системы, прежде всего от родственных отраслей: образования и медицины.
По данным мониторинга средняя зарплата в отрасли в субъектах Федерации в 2011 году была 11700 руб., в 2012-м – 12360. В федеральных учреждениях за это время она выросла с 19800 до 26700 рублей. В 2013 году средняя зарплата работников культуры во всей России в соответствии с Указом главы государства от 7 мая, по расчетам Минкультуры, должна превысить 56,1% от средней по экономике субъекта Федерации.
Для этого 30 процентам субъектов, где этот показатель ниже по ими же разработанным «дорожным картам» (у вас на руках имеется), будет оказываться дополнительная федеральная помощь, и в этом процессе будет участвовать 11 тысяч первичных профорганизаций, функционирующих в учреждениях культуры. К сожалению, эта программа рассчитана на целых 5 лет.
Но уже на 2013 год бюджетные ассигнования на оплату труда (федеральный уровень) составят 110,9% к 2012 году. Предусмотрена индексация оплаты труда бюджетников с 1.10.13 г. на 5,5% и стипендиальных фондов федеральных ВУЗов тоже на 5,5%, но с 1.09.13 г.
В текущем году совместно с Минкультуры Профсоюзу и всем его структурам предстоит принять участие в мерах по совершенствованию оплаты труда в учреждениях культуры. Прежде всего, по ведению «эффективного» контракта», подразумевающего качественное изменение трудовых отношений в рамках трудовых договоров. При этом в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Предстоит разработать и внедрить типовые нормы труда, учитывающих современные требования к оказанию госуслуг; целевых показателей эффективности учреждений; утвердить типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) учреждения. ЦК, территориальным организациям профсоюза совместно с социальными партнерами необходимо предусмотреть комплекс мер по проведению разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда, работникам культуры и перехода на «эффективный контракт». Эти вопросы целесообразно предусмотреть для обсуждения на традиционных совещаниях руководителей территориальных организаций по федеральным округам.
Благоприятные статистические выкладки по средней зарплате не скрывают проблему бедности работников культуры, так как МРОТ фактически заморожен и остановился на уровне двух третей прожиточного минимума. В связи с этим Профсоюз предлагает реализовать совместно конкретное предложение, направленное на выполнение решения Совета по культуре при Президенте РФ от 25.09.2012 г.: о том, что в первую очередь необходимо повысить зарплату тех работников культуры, которые сегодня получают наименьшие зарплаты. Суть вопроса. Согласно ФЗ 232 от 3.12.2012 г. МРОТ с 1.01.2013г. установлен в сумме 5205 руб. в месяц. Именно из этой суммы руководители, как работодатели, учреждений культуры исходят при установлении зарплаты низкооплачиваемым работникам.
В тоже время, например, Правительствами гг. Москвы и Санкт-Петербурга установлены минимальные уровни зарплаты работникам бюджетной сферы в размере соответственно 11700 и 7781 рублей в месяц. Таким образом, низкооплачиваемые работники культуры муниципальных учреждений гг. Москвы и Санкт-Петербурга оказываются в выигрышном положении по сравнению с федеральными. Согласитесь, это существенное противоречие. Что предлагается? Предлагается внести дополнение в действующее отраслевое соглашение Министерства культуры РФ и РПРК на 12–14 гг. Ввести норму: «Распространить действующие Законы о минимальной зарплате, установленные для работников бюджетной сферы гг. Москвы и Санкт-Петербурга на федеральные учреждения культуры». Эта норма является рекомендацией, но она будет понуждать руководителей федеральных учреждений культуры присоединяться к отраслевому соглашению и повышать зарплату низкооплачиваемых работников в конкретных федеральных учреждениях через коллективные договоры и локальные нормативные акты. Профсоюз готов оформить необходимые документы для регистрации в Роструде поправок в Отраслевое соглашение.
Данная мера не потребует выделения дополнительных ассигнований на оплату туда из федерального бюджета, но потребует экономию фонда оплаты труда, где возможно, использование внебюджетных средств, а также за счёт приведения в соответствие соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты в учреждении в пропорции 1:8. Сейчас это соотношение выше.
Напомню, что в настоящее время минимальные зарплаты для работников бюджетной сферы, превышающие федеральный уровень МРОТ в 5205 рублей, установлены в 22 субъектах РФ, в том числе: в Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Карелии, Архангельской, Калининградской, Московской, Ленинградской, Мурманской, Башкортостане, Свердловской, Новосибирской, Саха-Якутии, Камчатской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Хабаровском крае. А это значит, что именно эти величины (я их не называю – Вы их знаете) должны быть зафиксированы в коллективных договорах учреждений культуры.
Десятого июля 2012 года на заседании Российской трехсторонней комиссии рассмотрен вопрос о реформе системы тарификации работ и работников в Российской Федерации. По замыслу разработчиков из Минтруда РФ должна произойти постепенная замена Единого тарифно-квалификационного справочника на профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты вместе с образовательными стандартами призваны стать ядром национальной системы квалификации и обеспечить взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями к меняющейся экономике. Основной смысл профессиональных стандартов – установление требований к качеству труда. Министерство культуры РФ с нашим участием планирует подготовку профстандартов: в 2013 году – 13, в 2014 году 12 стандартов.
Сегодня, на Пленуме мы должны серьезно насторожиться, потому что введение профстандартов может привести к интенсификации труда без соответствующего повышения зарплаты и породить «выталкивающую силу» Почему? Потому что профессиональные стандарты будут использоваться не только при найме на работу, но и для внутренней оценки соответствия занимаемой должности.
На общественном совете Минкультуры РФ при обсуждении вопроса о подготовке профстандартов в сфере культуры мы заявили о нашем участии в этом процессе, т.к. за профстандартами стоит «эффективный контракт», проще говоря – зарплата работников культуры. В настоящее время в рабочей группе Минкультуры с нашим участием начата разработка профстандартов в области музейного, библиотечного дела, кинематографии, туризма и профстандарта «художник».
Исчисление заработной платы и пенсий, назначение на должности и увольнение, получение дипломов об образовании и повышение квалификации – порядок решения этих важнейших вопросов будет зависеть от того, насколько ответственно мы подойдем к задаче разработки качественных профессиональных стандартов отрасли.
О введении конкурсной системы замещения должностей работников творческих профессий.
Введение конкурсной системы не является «ноу-хау» рыночной экономики, она уже применялась в театрально-зрелищных предприятиях в соответствии с постановлениями Правительства от 1959, 86 и 94 года (в отношении ГАБТА и Мариинки). Решение о введении конкурсной системы является компромиссом трёх сторон: государства – в лице Минкультуры и Минтруда, работодателей – инициаторов проекта, творческими союзами (СТД) и отраслевым профсоюзом.
Первоначальный вариант Рабочей группы Минкультуры был более радикальный: всех творческих работников предлагалось перевести на срочный трудовой договор (была попытка применения в театрах С.Петербурга), с тем чтобы переформатировать деятельность театров, концертных организаций цирка и др., имеющих стационарные творческие составы; аналогичные системы применяются в СМИ (они жёстче) – т.к. после проведения конкурса с журналистами, например в телевидении, как правило, заключается срочный трудовой договор.
Вместе с тем, надо признать, что правовое положение наёмного творческого работника в связи с периодическим проведением конкурсов, станет более «шатким» и уязвимым. И здесь возникает несколько вопросов.
В действующем ТК РФ есть статья 351 в редакции ФЗ-№90 от 30.06.06 г., согласно которой особенности регулирования труда творческих работников и его оценки устанавливаются не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (приказами), а также индивидуальными трудовыми договорами. Спрашивается, почему работодатели не используют свои права? Тем более что ФЗ №83 дал им право самим, а не учредителям утверждать штатное расписание, независимо от организационно-правовой формы: то ли это АУ или БУНТ. И здесь просматривается нежелание работодателей рисковать, используя свои права и нести за свои действия ответственность.
Проект подготовлен по поручению Правительства, по ходатайству деятелей культуры, как правило, – работодателей из Москвы и Санкт-Петербурга, где рынок труда творческих работников избыточен, тогда как мнения руководителей творческих коллективов всей «оставшейся» России не спросили, а их более 90%. Опрос не проводился. Демократично ли это с точки зрения либерализации общественной жизни? А ведь в большинстве субъектов РФ рынок труда творческих профессий чаще всего дефицитен.
Введение конкурсной системы – это определенная реформа трудовых отношений, инновационный путь к так называемому «эффективному контракту», формированию профессиональных стандартов (в рамках Указа Президента РФ №597 от 07.05.2012 г.), когда учитываются индивидуальные особенности работника, при этом достигается экономия фонда оплаты труда, т.к. «кастинговый подход» в формировании творческого состава коллектива позволяет исключить ситуацию, когда одновременно платится простой штатному работнику и полный тариф наемному работнику со стороны:
– Появляется возможность направления экономии фонда оплаты труда творческого коллектива на повышение зарплаты по результатам трудовой деятельности, в соответствии с индивидуальными трудовыми договорами.
– В ходе согласования проекта между Минкультуры и Профсоюзом достигнута договоренность о том, что при разработке Положения о проведении конкурсов будет предусмотрена норма, согласно которой в состав конкурсных комиссий будут включаться представители творческих коллективов в лице членов выборных профорганов РПРК.
В целом нас устраивает «эластичный» порядок введения поправок в Трудовой кодекс РФ в действие:
– обсуждаемый федеральный закон, а пока это проект, вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования, это время когда должно быть утверждено Положение о проведении конкурсов и другие подзаконные акты и проведены подготовительные оргтехмероприятия;
– первый тур конкурсов будет распространяться только на тех работников, кто отработал более 5 лет с момента введения в действие поправок в ТК РФ.
Однако возникает вопрос, а хватит ли полгода на полномаштабную подготовку конкурсов в более 1000 творческих коллективах, действующих в РФ?
Для уволенных по итогам конкурса потребуется восстановление театральной биржи, т.к. существующие бюро по трудоустройству «творцами» не занимается, а деятельность биржи зарекомендовала себя с лучшей стороны в 90-е годы. С удовлетворением должен сказать, что Министерство культуры РФ приступило к субсидированию работы по воссозданию театральной биржи: в 2013 году в электронном формате, а в 2014 году биржа должна получить юридический адрес.
Сама конкурсная система создаст внутри учреждения «выталкивающую силу» т.е. у работодателя, как показала практика 80-х годов, появляется дополнительное основание для увольнения работника, рычаг избавиться не только от так называемого «балласта», но и от «неугодных», работодатели хорошо знают, что главное в этом деле не нарушить процедуру проведения конкурса, а «компромат» на артиста всегда найдётся. С такой практикой Профсоюз намерен бороться.
4 декабря 2012 года в Госдуме состоялись слушания с участием Профсоюза «О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты. В принятых рекомендациях комитета по культуре учтены предложения Профсоюза, в том числе рассмотреть вопрос о целесообразности распространения конкурса:
– на должности, занимаемые народными артистами СССР, РСФСР, РФ;
– на должности творческих работников, занимаемые по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей до 5 лет.
По ходатайству Профсоюза в конце апреля состоится рассмотрение поправок в ТК РФ на заседании РТК.
Важнейшим является вопрос о необходимости разработки и принятия нового базового федерального Закона о культуре. Существующая редакция законопроекта по настоянию Правительства РФ требует доработки, чему должно предшествовать публичное обсуждение Концепции развития культуры, в котором заинтересованы органы власти, Общественная палата, творческие союзы, РПРК.
Так что пакет предложений Профсоюза в законопроект, рассмотренный и одобренный на Президиуме ЦК в Анапе, остается действующим.
Как вы знаете, регулирование особенностей образования в области искусств нашло свое отражение в Законе «Об образовании в РФ», в статье 88. В настоящее время Минкультуры РФ осуществляет подготовку и принятие всех подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо в рамках реализации полномочий, возлагаемого на нашего социального партнера.
Во второй половине 2012 года Департамент науки, образования и информационных технологий провел мониторинг детских школ искусств, как наиболее слабого звена в системе. В нем приняло участие 3469 школ, что составляет 65% от их общего количества. Средняя зарплата преподавателей ДШИ составила 13038 рублей в месяц. Произведены расчеты по повышению фонда заработной платы для перехода на единую норму часов за ставку по федеральным округам России. Профсоюз поддерживает закрепление в законе об образовании уровня оплаты труда за ставку не ниже среднего по экономике региона. Например, руководство Тамбовской области планирует до 1.01.14 г. повысить среднюю зарплату по ДШИ до уровня средней по общему образованию:16200 тыс. руб.(сейчас 13146 руб.). Но до 2004 года похожие нормы существовали, однако из-за различных финансовых проблем их действие ежегодно приостанавливалось. При расчете средней зарплаты преподавателя ДШИ целесообразно учитывать именно средний заработок педагога за ставку, а не идти путем увеличения оплаты за счет дополнительных часов работы. Этот путь точно не приведет к повышению качества педагогического труда. И еще два предложения в адрес Минкультуры:
– в рамках новых полномочий – восстановить обеспечение на отраслевом уровне должного регулирования нагрузки и заработной платы преподавателей и концертмейстеров;
– рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности придания концертмейстерам образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств, статуса преподавателей-репетиторов как возможного варианта решения проблемных вопросов в части неурегулированности их правового положения.
Профсоюз участвует на федеральном уровне в мероприятиях по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере. Готовятся соответствующие изменения в отдельные законодательные акты РФ.
В сфере культуры разработан Кодекс музейной этики, Российской библиотечной ассоциацией – Кодекс этики российского библиотекаря. В 1994 году на съезде Союза журналистов РФ утвержден профессиональный кодекс журналиста. В марте Профсоюз заключил соглашение о социальном партнерстве с Профессиональной гильдией по поддержке театрального менеджмента (Президент Полянкин Анатолий Евсеевич) – одного из разработчиков кодекса профессиональной этики для работников театрально-зрелищных организаций. Наши представители также вошли в состав соответствующей рабочей группы.

Уважаемые коллеги!
Продолжают развиваться партнерские отношения с Российским агентством по печати и массовым коммуникациям.
Отличительной особенностью Отраслевого соглашения, заключённого между Роспечатью и РПРК на 2012–2014 гг., является ежегодное внесение изменении для организаций внебюджетной сферы величины минимальной ставки работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) с учетом роста прожиточного минимума трудоспособного населения России.
Данные изменения вносятся в раздел «Оплата труда» соглашения после их уведомительной регистрации в Федеральной службе по труду и занятости.
Так, на 2012 год для организаций внебюджетной сферы минимальная заработная плата работника отрасли, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) была установлена:
по организациям сферы печати и телерадиовещания, находящихся в ведении Роспечати, – в размере 7500 рублей (на 2013 год – 8000 руб.);
по ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» – в размере 4611 рублей (на 2013 год – МРОТ, т.е. 5205 руб.).
Для организаций сферы печати и телерадиовещания, находящихся в ведении администраций субъектов Российской Федерации, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов сторонами соглашения было рекомендовано установить на 2012–2013 гг отраслевой минимальный размер оплаты труда работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) на уровне минимального размера оплаты труда, предусмотренного в субъекте Российской Федерации.
Минувший, 2012 год был непростым для издательств: продолжалась борьба за читателя с интернетом и электронными изданиями. Это сказалось и на статистике: количество наименований упало на 5%, а тиражи на 12%. При этом производство печатной продукции в натуральном выражении в целом снизилось на 5,7%. Вот почему в 2012 году по сравнению с 2011 годом рост средней зарплаты работников полиграфии составил 9,6%, как и в телерадиовещании, на 6,2% – в издательствах, т.е. еле перекрыл уровень инфляции. В то же время по результатам мониторинга новой системы оплаты труда в прошлом году рост среднемесячной зарплаты работников федеральных бюджетный учреждений, находящихся в ведении Роспечати, за счет всех источников финансирования, начисленная в целом по сравнению с 2011 годом составил 21,1%, но по состоянию на 01.01.2013 г. было высвобождено 255 человек в связи с сокращением численности.
После введения с 1 января текущего года МРОТа в размере 5205 рублей, Профсоюз внес в Роспечать предложения о пересмотре ранее установленных на 2013 год параметров Отраслевого соглашения (было предложено 12 тыс. руб.).
Роспечать проанализировало имеющиеся статистические данные о численности и оплате труда работников предприятий отрасли, в том числе полиграфических предприятий государственной формы собственности, за последние месяцы 2012 года. Анализ показал, что, несмотря на постоянное сокращение численности работников полиграфических предприятий, средняя заработная плата колебалась и зависела от конъюнктуры рынка. Например, в июле 2012 года средняя заработная плата составила 21000 руб., в августе – 21694 руб., а в сентябре – 20078руб., в октябре – 20448 рублей. Роспечати были запрошены предложения организаций, делегировавших Агентству, как работодателю, право представлять их интересы. При этом ряд Управляющих компаний открытых акционерных обществ с государственным участием предложили сохранить на 2013 год этот показатель на уровне 2012 года. С учетом изложенного, Роспечати и Профсоюз посчитали целесообразным вернуться к рассмотрению данного вопроса после получения статистической информации о размерах среднемесячной заработной платы работников отрасли за 1 квартал 2013 года.
Конечно же, в основе всей системы социального партнерства лежат коллективные договоры на предприятиях и в организациях отрасли. По данным ЦК Профсоюза, подавляющее большинство локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (нормы выработки, времени, обслуживания и численности), принимались работодателями с соблюдением процедуры учета мнения выборных органов РПРК.
Напомню, что охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обеспечения нормальных условий труда является одним из приоритетных направлений взаимоотношений между работодателями и работниками в отрасли полиграфии. Как правило, средства на мероприятия по охране труда в организациях отрасли расходуются на приобретение средств индивидуальной защиты, прохождение медицинского осмотра, проведение работ по аттестации рабочих мест, обеспечение работников, занятых на процессах с вредными условиями труда, молоком и другими равноценными продуктами, а также на ремонт и реконструкцию санитарно-бытовых помещений, приобретение медикаментов для цеховых аптечек, страховые выплаты и подписные издания по охране труда.
Вот уже 2 года Профсоюз взаимодействует с «ВГТРК» на основе Меморандума о сотрудничестве в сфере регулирования социально-трудовых отношений. В настоящее время подготовлена и подписана новая редакция Меморандума. Совместно проводилась работа по рассмотрению обращений и жалоб, урегулированию конфликтов возникающих в филиалах ФГУП «ВГТРК». Так, в прошлом году, в соответствии с письмами от членов профсоюза, работающих в ГТРК «Иртыш» и «Камчатка» были подготовлены и согласованы разъяснения по заданным вопросам, в том числе по практике субсидирования и выплаты стимулирующих надбавок.
Болезненные социально-трудовые процессы проходили на этапе подготовки и проведения реорганизации в ОАО «Высшая школа», потому что она проходила в условиях недостаточной гласности, различного уровня социальной защиты работников филиалов из-за разной их рентабельности и, к сожалению, в связи определенными нарушениями принципа социального партнерства. Сегодня перед Профсоюзом стоит задача определить структуру профорганизации в рамках единого трудового коллектива ОАО и приступить к формированию представительного органа для начала переговоров о заключении коллективного договора.
Российский профсоюз работников культуры является активным участником и соучредителем конкурса «Лучшие книги года», проводимого Ассоциацией книгоиздателей «АСКИ», и Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников книжной торговли, проводимого Ассоциацией книгораспространителей независимых государств, с учреждением премий для поощрения победителей конкурсов.
В 2012 году Профсоюз принял участие в 21-м конкурсе «Лучшие книги 2011 года» по номинации «Лучшая книга, способствующая развитию регионов России» и в проведении заключительного этапа IV Всероссийского конкурса книготорговых работников.
Из социально-трудовых проблем отрасли, последствия которой ощущает и Профсоюз, хочу назвать острую нехватку квалифицированных кадров на рынке труда принт-медия сферы. Исследование, проведенное профессором МГУП Сафоновым А. В., позволило сформировать «карту кадровой обеспеченности» полиграфического бизнеса по федеральным округам. На карте показано количество типографий, численность персонала и степень удовлетворенности по кадрам. Картина, особенно по начальному среднему образованию (это рабочие кадры) – плачевная. Удовлетворенность порядка 6%! По подготовке кадров с высшим образованием чуть более 70%. По мнению Профсоюза имеются две причины нехватки квалифицированных кадров в полиграфии: невысокая зарплата, которую, часто, искусственно «замораживают» работодатели, а также отсутствие профстандартов, приводящие к дисбалансу в программах подготовки и практики использования кадров. Неравномерность распределения профессиональных кадров по регионам и возрастающие требования работодателей к компетенции, навыкам и знаниям специалистов, занятых на высокоэффективных и оплачиваемых рабочих местах, усиливает диспропорцию спроса и предложения профильного рынка труда.
Профсоюз предлагает Роспечати считать одной из первоочередных задач разработку профессиональных стандартов издательско-полиграфической сферы; совместно обратиться в Минтруда РФ по включению в программу разработки профстандартов профессий полиграфии уже в этом году (программа рассчитана на три года), а также с участием профсоюзных организаций их апробацию в конкретных условиях типографий, издательств и книготорговых организациях.
Что касается создания на полиграфических предприятиях производственных советов, хочу довести до сведения участников Пленума следующее.
По замыслу авторов законопроекта, который внесен в Госдуму, ПС не входит в систему социального партнерства, в отличии от профорганизации, а является консультативным органом для подготовки работодателю предложений по совершенствованию производства и его деятельность пересекаться с профсоюзом «де юре» не может.

Уважаемые участники Пленума!
Хочу пожелать всем нам продолжить усилия по дальнейшему развитию социального партнерства на всех уровнях, поблагодарить наших партнеров в лице работодателей и органов власти за сотрудничество с отраслевым Профсоюзом.
Рассчитываю, что небольшой доклад Профсоюза будет существенно дополнен выступлениями представителей Минкультуры РФ, Роспечати и членов ЦК профсоюза.

Спасибо за внимание.


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»