Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (495) 504-21-87

Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(НП № 5, июнь 2011)

К рыночным штормам «Известия» готовы

Интервью с генеральным директором ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, доктором политических наук, профессором Эрастом Александровичем Галумовым

Издательство «Известия» покидает свой знаменитый корпус, построенный в 1927 году по проекту архитектора Г.Б. Бархина: здание требует ремонта. Вывод типографий из центра Москвы стало обычным явлением. Уже переехала в Красногорск типография «Правда», переименованная ещё раньше в «Медиа-прессу». Переоборудованы под офисы помещения «Красного Пролетария» и «Первой Образцовой». Во 2-й типографии, что на проспекте Мира, тоже офисы, а на месте 5-й типографии – жилой комплекс. У Издательства «Известия» закончилась  почти 100-летняя история на Тверской, начинается новая.
О переменах, происходящих в Издательстве «Известия», редакция журнала узнала у генерального директора Эраста Александровича Галумова.

НП: Эраст Александрович, в Издательстве «Известия» в последнее время произошли большие изменения – прежде всего имеется в виду переезд типографии на новую площадку. В полиграфии тоже происходят серьёзные «волнения» – в частности, обозначилась тенденция перехода с офсетной печати на цифровую, которая даёт новые возможности издательскому бизнесу… Перемены в «Известиях» – реакция на вызовы времени?
Э.Г.:
В Издательстве «Известия» изменения, скажем так, не произошли, а происходят. Мы идём в ногу с жизнью и понимаем, что офсет скоро станет такой же историей, как высокая печать. Соответственно, нам необходимо «перевооружение» – техническое, технологическое и идейное. Сейчас мы находимся в стадии формирования технического задания. Главное – не ошибиться в выборе той ниши, куда мы стремимся попасть.
В связи с имеющимися в полиграфии тенденциями, ближайшие 3–5 лет – последние годы «жизни» наших офсетных машин. В частности, 74-го «Спидмастера», который послужил нам на славу. В своё время его приобретение стало пилотным проектом, по сути, вытянувшим известинскую типографию. Но сегодня это уже история. Мы сознательно идём «в цифру», совершенствуя допечатную и печатную подготовку и понимая, что всё надо менять и делать всё по-новому.
Позитивный момент – мы привлекаем молодежь… Обратная сторона медали – приходится прощаться со старыми мастерам и печатниками. Не потому, что они достигли пенсионного возраста, – наши ветераны по-прежнему крепки и до тонкостей понимают своё искусство. Просто ментальность людей, работающих на старой печатной технике, не позволяет им овладеть в полном объёме цифровыми, полностью компьютеризированными комплексами.
Тут ничего не поделать, ведь веление времени – всесторонняя модернизация. Она идёт и в полиграфии – независимо от того, объявили её или не объявили. Для информационного мира это нормальное состояние. Смена технологий, в том числе полиграфических, наблюдается каждые 5–7 лет, а внутри самой технологии обновление происходит практически ежегодно. И если полиграфическое предприятие не тратит часть своего дохода на обновление фондов, то через 5–7 лет оно становится просто-напросто неконкурентным, то есть никому не нужным.
В Издательстве «Известия» до последнего времени было две типографии. Мы их объединили в одну, чтобы снизить издержки путём сокращения и уничтожения дублирующих функций. Для нас это принципиальное новшество: теперь нет ни спецпроизводства, ни Типографии имени Скворцова-Степанова – на их базе создан единый Полиграфический центр Издательства «Известия».
Модернизация коснулась и «тонкой» брендовой сферы. Скажем, та же Типография имени Скворцова-Степанова сама по себе является яркой частью отечественной истории в целом, что мы раньше активно использовали… Теперь нам пришлось существенно скорректировать свою позицию. Мы исходим из того, что сегодня бренд полиграфии – это прежде всего цена и качество. Иначе говоря, если вы предлагаете на рынке хорошую цену и качество, никакой типографский бренд вам не нужен.
А вот издательству бренд необходим! И он у нас есть – «Известия». Читатель доверяет нашему издательству, потому что знает: книга с известинским логотипом – обязательно интересна по содержанию и качественно оформлена. Ему совершенно без разницы, в какой типографии всё сделано.
Другие революционные новшества – мы создали редакцию, которой в штате издательства никогда не было, появились Издательский центр менеджмента и распространения и Центр материально-технического обеспечения. Структура как будто усложнилась, однако штат сократился примерно на 50% – потому что новая техника не требует такого отряда специалистов, как на офсете.

НП: Какова в настоящее время концепция развития «Известий»?
Э.Г.:
Первое – мы покидаем Пушкинскую площадь. В ближайшие годы будет проводиться ремонт и реконструкция исторического здания «Известий», которое порядком обветшало. С одной стороны, это грустно, но есть и свои «плюсы». Сегодня уже абсолютно не важно, где находится управление издательского предприятия. Что действительно важно – так это содержание и качество продукции.
Второе – «Известия» будут расширяться. Полиграфическую базу мы модернизируем, издательскую – оптимизируем под максимум эффективности. В нашей повестке решительная смена контента с переориентацией его сообразно велениям времени.
В полном соответствии с мировыми тенденциями, суть которых – доминирование цифровых технологий и цифровых коммуникаций, мы возьмёмся за освоение цифровых носителей. Я абсолютно убеждён: предприятия, структуры, организации, не понимающие обозначенную генеральную линию, могут просто не успеть вскочить на подножку уже уходящего поезда.
Если будущее полиграфии за цифровой печатью, то издательскому блоку нужны совершенно новые идеи и рыночные сферы. Электронная и звуковая книга, видео- и звуковая продукция, включение в ассортимент компьютерных и сетевых носителей – такой видится наша издательская перспектива, которую мы должны выстраивать сразу на 10–15 лет. С учётом темпов развития технологий даже планирование на пятилетку уже не выглядит убедительным, а расчёт на 3 года – вообще ведёт в тупик. Не предугадав, куда идет информационный рынок, в лучшем случае попадёшь в очень тяжёлую ситуацию, а в худшем – загубишь предприятие и коллектив. Потому-то нынешние авангардные издательства постепенно сокращают книжные объёмы. Перспектива – за носителями, которые я бы назвал модульными, подразумевая их соответствие новейшим IT-технологиям и коммуникациям. Вот в эту terra incognita мы и двинемся.

НП: Каков сейчас тематический план издательства «Известия» и каким он будет лет через 10?
Э.Г.:
Тематический план я вам не открою – это коммерческая тайна, а вот о концептуальной составляющей издательской политики скажу. Во- первых, мы осваиваем абсолютно весь спектр нон -фикшн литературы, которая включает в себя и историческое, и популярное техническое, и популярное психологическое, и даже кулинарное направления. В принципе это то, что читатель сейчас видит на полках книжных магазинов, но мы хотим перевести всё в несколько иное качество, придать указанному контенту злободневность и оперативность.
Согласно нашей задумке, издательство должно быстро реагировать на любые события, происходящие в стране, в городе, в мире, и успевать выложить на полку насыщенную фактологией книгу, которая станет раскупаться уже как обычное средство массовой информации. Через короткое время она устареет вместе с самим событием и никому не будет нужна, подобно осетрине «второй свежести». Нынешние отечественные книги такого рода теряют актуальность задолго до выхода в свет, потому и не продаются. Соответственно, теряются немалые деньги и средства.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо резко повысить оперативность печатного реагирования. Как раз это выгодно отличает многие западные издательства: появился международный информационный повод – уже через 2–3 дня читателю предлагается книга на эту тему.
Правда, чтобы такое издание получилось интересным, событие необходимо уметь ещё и предугадывать. Тогда книга приобретёт специфический информационно-эмоциональный характер. И люди, в большинстве своём крайне эмоционально реагирующие на искусно сотканное для них информационное полотно, зайдут в книжный магазин и купят то, что объяснит им интригу происходящего. Продвинутые читатели книжный магазин проигнорируют, потому что для них существует издательский сайт, где за соответствующую плату можно скачать всё без проблем… Такой интернет-магазин скоро появится и у «Известий».
Вот, в общих чертах, и весь смысл перехода на разнообразные носители. Задача издательства – заниматься контентом, который максимально охватит все сегменты читательской аудитории. Это я и имею в виду, когда говорю, что книжное издательство стремительно приближается к средствам массовой информации – журналам и даже еженедельным газетам, публикующим разноуровневую аналитику. Известинскую перспективу мы видим именно в таком ключе.

НП: В Издательстве «Известия» идёт сокращение штата на 50%, но при этом будет увеличение тематического плана и видов издательской продукции, в том числе и новой… Как это можно совместить?
Э.Г.:
Мы сокращаем производственный персонал, а в издательство, наоборот, набираем – редакторов, дизайнеров, корректоров. Мы развиваем издательский бизнес, он для нас сейчас приоритетный.
Долгое время, на мой взгляд, «Известия» были словно бы в осаде, то есть не понимали перспективу исторического издательского комплекса на Пушкинской площади. Если Россия находится, как принято выражаться, «на нефтяной игле», то мы находились на «игле» нашего присутствия здесь, в центре Москвы. С одной стороны, грустно покидать родное гнездо, но с другой стороны – это новая жизнь!
Кроме помещений на улице Добролюбова, куда переехала типография, у нас есть ещё одна площадка, и редакция переезжает туда. Это центр столицы, Старая площадь, там хорошие помещения, куда мы переведём все редакционно- издательские, корректорские и корреспондентские отделы.
Я уже говорил о том, что сейчас мы тщательно прорабатываем техническое задание. Стараемся делать всё очень кропотливо, потому что любая ошибка может в дальнейшем дестабилизировать производственный процесс. Нам нужна оптимальная конфигурация производства с учётом максимального объёма рыночных параметров и тенденций.

НП: Можете рассказать, каким оборудованием будет оснащено производство?
Э.Г.:
Мы планируем оснастить нашу базу ролевыми и листовыми цифровыми машинами. Марки оборудования пока назвать не могу, потому что в ближайшие дни состоится конкурс, на котором будут представлены все производители цифровых машин, соответствующих нашему техническому заданию. Конкурс будет максимально открытый, главный критерий – оптимальное соотношение цены и качества. Поставщикам придётся конкурировать между собой, что называется, в on-line режиме. Специально отмечу: это не конкурс по освоению бюджетных средств, а конкурс нашего предприятия, которое тратит свои собственные деньги. Наша задача – разумно сэкономить на стратегической закупке, чтобы получить дополнительный экономический ресурс для развития производства.
Мы собираемся приобрести допечатное, печатное оборудование и отделочную линию. Допечатка – вплоть до размотки ролей; комплекс послепечатного оборудования – полностью до упаковки; печатное оборудование – струйная печать (возможно, мы оставим и участок тонерной печати, но основное оборудование, ориентированное на рулонную печать, будет струйным). Свою продукцию будем выпускать как в мягкой обложке, так и в твёрдом переплёте, всякий раз определяя наиболее эффективную конфигурацию по универсальному критерию «цена–качество».
Всех, кто производит нужные нам машины, мы пригласили участвовать в конкурсе. Гарантируем объективное рассмотрение поданных заявок. У меня, как у директора и защитника интересов трудового коллектива, цель одна: отрегулировать наши затраты в таких границах, чтобы они ни в коем случае не сказались на рентабельности производства. Вот и весь секрет известинской производственной стратегии на данный момент.

НП: Сколько будет линий цифровой печати?
Э.Г.:
Пока одна линия. В рынок надо идти очень осторожно. На мой взгляд, в современных условиях мегапроекты в полиграфии – это авантюра. Что будет завтра, предугадать сложно. Если у нас рентабельно заработает одна линия, поставим вторую, третью, четвёртую… Параметры развития нам продиктует рынок. Именно потому, что перед нами не стоит задача освоения бюджетных средств. На закупку оборудования мы используем то, что заработали сами.
Есть много способов потратить наш экономический ресурс. Мы выбрали модернизацию производства с целью получения прибылей. Нам это определённо по силам – ведь за 10 лет моего директорства предприятие увеличило обороты в 10 раз. При любой ситуации мы всегда добивались успеха, имея чистую прибыль с рентабельностью от 15 до 20 процентов.
Цифры говорят за себя сами. Поэтому мы и смотрим в будущее с оптимизмом, чётко понимая, что корабль Издательства «Известия» давно находится в неспокойном рыночном океане XXI века. Штормов нам не избежать, но мы к ним, я уверен, хорошо готовы.

НП: Ну что же, остаётся только пожелать Вам, Эраст Александрович, и всем известинцам счастливого плавания.

НП № 5, июнь 2011


Возврат к списку

Copyright 2010 - 2018, «Новости Полиграфии»