Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-60096 от 10 декабря 2014 года.
Издается с 1995 годаТелефон редакции: (916) 606-78-35


Drupa 2016
Отраслевое соглашние
Реклама

(ИСТОРИЯ, январь 2020)

«Известия» — это мы

(Выдержки из книги Эраста Александровича Галумова «Неизвестные «Известия». Научно-историческое, документально-публицистическое издание. Москва, Издательство «Известия», 2009 год)

Сытин. «Русское слово». «Известия»
Многим может показаться странным: почему книга об «Известиях» начинается с Ивана Дмитриевича Сытина – известного русского просветителя, мецената и издателя? Все объясняется просто – речь ведь идет об «Известиях» неизвестных…
В советские времена не принято было связывать ведущие издания с тем, что тогда с революционной бескомпромиссностью относили к «проклятому прошлому» страны. К Сытину в целом советская впасть относилась достаточно лояльно, однако лишний раз ни о нем самом, ни о том деле, которому он служил, ни об обстоятельствах, связавших его с «Известиями», старались не упоминать.... Лишь спустя десятилетия появилась возможность восполнить этот пробел в известинской истории.
Непредвзятый взгляд в прошлое позволяет утверждать, что мощный известинский организм рождался на месте «намоленном» – заботливо ухоженном талантом и руками одного из лучших сынов нашего Отечества. Об этом напоминают нам и сохранившиеся с начала прошлого века здания, в которых до сих пор работают подразделения издательства «Известия». В доме 18 на Тверской улице Москвы Иван Дмитриевич Сытин в 1904 году арендовал, а вскоре и выкупил у Л.Г. Лукутиной дом и земельный участок. После перестройки, выполненной по проекту архитектора Эрихсона, здесь разместилась редакция «Русского Слова», а в отдельном корпусе во дворе – типография. Здесь же в 1905 году сытинские полиграфисты печатали на сытинском оборудовании и сытинской бумаге первые номера «Известий Московского Совета рабочих депутатов».

Февраль 1917-го... Бурлит Петроград... В широчайшей палитре газет того времени не последнее место заняли «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», выпуск которых положил начало официальной истории нынешних «Известий». Выходят они в типографии питерской газеты «Копейка», тоже принадлежавшей Ивану Дмитриевичу...
Правительство страны во главе с В.И. Лениным в марте 1918 года переезжает в Москву. Обжитую и хорошо укомплектованную в материально-техническом и кадровом отношении московскую базу сытинского «Русского Слова» – лучшей газеты царской России – на Тверской улице, 18 занимают «Известия» и «Правда». Многие сытинские полиграфисты и члены редакции «Русского Слова» переходят в коллектив «Известий» и честно трудятся долгие годы, участвуя в формировании известинской трудовой традиции.
Таким образом лучшее из опыта знаменитых сытинских газетно-издательских проектов востребовано и новым временем.
А где же сам Иван Дмитриевич в революционное и послереволюционное время? До 1904 года он активно помогает становлению полиграфической отрасли республики, в том числе ездит за границу, закупает бумагу и оборудование. Заместитель редактора «Известий» Иван Михайлович Гронский и выдающийся архитектор Григорий Борисович Бархин свидетельствовали, что В 1925–1827 годы при возведении нового известинского здания, которое до сих пор служит штаб-квартирой издательства «Известия», Сытин приходил на стройплощадку и часто давал дельные советы рабочим и их начальникам... 

Имени Скворцова-Степанова
Основой любого полиграфического процесса является типография. Становление «Известий» происходит на обломках издательско-полиграфической империи И. Сытина. В недолгий «питерский период» газета советского правительства печатается в типографии сытинской газеты «Копейка». После переезда правительства в Москву в 1918 году вопрос о6 организации собственной полиграфической базы тоже решается эффектным «революционным» путем – через конфискацию сытинской типографии, выпускавшей ранее газету «Русское Слово». Организованная таким образом известинская типография получает звучное наименование «Красный Маяк». Из ее цехов выходят не только «Известия», но и огромное число других советских изданий, поэтому очень скоро становится ясно, что изношенные полиграфические мощности необходимо модернизировать, обновлять и наращивать.
К середине 1920-х годов резервы и ресурсы сытинского «наследства» были практически исчерпаны. Признание этого факта послужило толчком для строительства в 1925–1927 годах нового известинского корпуса (по проекту Г.Б. Бархина), в котором разместились редакция, издательство и основные цеха типографии. Сытинские строения частично снесли, частично перепланировали и продолжали использовать как подсобные помещения различных служб известинского комбината. Спустя год, в октябре 1928 года, решением трудового коллектива полиграфистов известинская типография получает имя ответственного редактора «Известий», одного из авторитетнейших русских революционеров И.И. Скворцова-Степанова.
По мере утверждения в стране советской власти растет материальная база комбината. Полиграфисты-известинцы получают и осваивают новое оборудование, применяют самые прогрессивные методы организации и планирования производства, создают и развивают разветвленную сеть пунктов печати по всей стране. Год от года увеличивается роль известинских умельцев-рационализаторов, благодаря которым, в частности, планомерно сокращается список участков с тяжелым физическим трудом.
Первоначально «трехчленная» структура комбината (редакция, издательство, типография) в середине 1960-х годов упрощается – за счет признанного экономически более целесообразным слияния типографии и издательства в одно подразделение. Это позволяет добиться высокой оперативности управления производством и существенной экономии фонда заработной платы.
Довоенное стахановское движение, развернувшаяся в послевоенный период борьба за утверждение коммунистических трудовых отношений – все это становится частью истории известинской трудовой традиции. Свидетельством ярких достижений полиграфистов-известинцев служат многочисленные переходящие Красные знамена, присуждавшиеся коллективу за победы в отраслевых соревнованиях, вручения передовикам высоких правительственных наград, а также орден Трудового Красного знамени, украсивший штандарт предприятия в 1977 году.

Рождение полиграфического комплекса на пересечении Страстной площади (ныне Пушкинская) и улицы Тверской датируется 1 мая 1905 года (14 мая по новому стилю). К тому времени в выкупленном ранее Сытиным доме госпожи Лукотиной по улице Тверской, 48 была произведена радикальная перепланировка, а на принадлежащем владению участке появились еще два строения: четырехэтажный производственный корпус и суперсовременная, оборудованная по европейским техническим стандартам пятиэтажная типография. Проектировал оба здания и руководил их возведением известный московский архитектор А. Эрихсон.
В начале мая 1905 года Сытин перевел на Страстную площадь из собственной издательской фирмы («Т-во И.Д. Сытин и К°») с улицы Пятницкой редакцию газеты «Русское Слово», газетную типографию и 1200 сотрудников. На нижнем этаже своей новой резиденции он разместил книжный магазин.
Типографию «Русского Слова» москвичи сразу окрестили «сытинским небоскребом» – эта «башня» немедленно превратилась в местную достопримечательность, поглазеть на которую приходили многие... К счастью, типографский особняк сохранен до наших дней. В нем располагалось газетное производство «Известий».
Издательский комплекс «Известия» (газета, издательские и полиграфические службы) начинает формироваться практически сразу после переезда советского правительства во главе с В.И. Лениным из Петрограда в Москву – то есть с марта 1918 года. Один из известинских старейшин Д. Эрде пишет в своих воспоминаниях: «Редакция «Известий» занимала тогда (в 1918 году. – Примеч. авт.) всего-навсего один второй этаж в сытинском «небоскребе» в глубине двора на Тверской, где ныне газета «Труд»... После Октябрьской революции Сытин лишился всего недвижимого имущества, всех капиталов, мы наследовали принадлежащие ему здания «Русского Слова», книжную типографию на Пятницкой, всё сытинское предприятие на Тверской...»
Газетная типография «Русского Слова» получает новое имя – «Красный Маяк». Номинально она числится за «Известиями», хотя печатает множество других советских и партийных изданий. Видимо, по этой причине в 1920-е годы она становится самостоятельным предприятием – об этом свидетельствует, в частности, Отчет Главной Конторы «Известий» за 1924 год:
«Издательство "Известия ЦИК" собственной типографии не имеет и для печатания своих изданий пользуется на правах заказчика типографиями полиграфа ("Красный Маяк" и 16-я Типография)».
Еще одно свидетельство – предпринимавшиеся известинским руководством по меньшей мере с 1922 года титанические усилия по организации собственной полиграфической базы. Эта идея, впервые озвученная ответственным редактором Ю.М. Стекловым, начинает реализовываться с 1925 года, когда сменившему Стеклова на редакторском посту И.И. Скворцову-Степанову удается добиться согласия партийно-советской верхушки на строительство на Страстной площади нового – чисто известинского – корпуса.
Проект здания, в котором должны были разместиться все известинские структуры, выполнил в ярком модернистском ключе известный московский архитектор Григорий Борисович Бархин. Он же руководил строительством, завершившимся к лету 1927 года. На стройплощадке бывал И.Д. Сытин, дававший дельные советы в плане укрепления несущих конструкций производственных помещений.
Новое типографское оборудование, закупленное в Германии и доставленное в Москву в конце января 1927 года, в короткие сроки было смонтировано, опробовано и запущено. Уже 7 июня 1927 года в выходных данных правительственной газеты появляется строка: «Типография "Известий ЦИК СССР и ВЦИК"», знаменовавшая собой рождение собственной известинской полиграфической базы. Следует отметить, что это был первый, полностью построенный советскими специалистами и введенный в эксплуатацию редакционно-издательский комплекс.

После скоропостижной кончины И.И. Скворцова-Степанова 8 октября 1928 года известинские рабочие и служащие типографии, издательства и редакции обратились в Президиум ЦИК СССР с ходатайством об увековечении памяти своего редактора. В итоге известинской типографии было присвоено его имя, которое она носит по сей день.
Предвоенное десятилетие в истории предприятия отмечено рядом ярких и трагических событий. Коллектив типографии выступает в первых рядах всех общественно значимых и трудовых инициатив этого сложного для страны периода. Ведется борьба за всеобщую грамотность полиграфистов, ширится стахановское движение, активно действуют кружки технического творчества и рационализации, спортивные секции и культмассовые объединения... С другой стороны, полиграфистов, как и редакцию «Известий», не миновала волна политических «чисток», следствием которых стала большая «кадровая текучесть». Остаются нереализованными проекты расширения производственной базы на выделенных столичным руководством площадях и коренной модернизации полиграфии.
В годы Великой Отечественной войны значительная часть известинского полиграфического оборудования и основной производственный коллектив эвакуируются в Куйбышев, где в самые сжатые сроки организуется выпуск газеты. Но бархинский корпус покинут не был. Более того, именно в его подвальных помещениях продолжали верстать полосы и изготовлять матрицы всех известинскох номеров, которые затем самолетами отправлялись по назначению. Оставленный в Москве немногочисленный отряд полиграфистов-известинцев не только выполнял ответственные задания ГКО, но и занимался реконструкцией и модернизацией оборудования, расширением производственных площадей, монтажом и наладкой новых машин и агрегатов. Существенная помощь станками и материалами оказывалась фронтовым типографиям, а также полиграфическим предприятиям многих освобожденных советских и европейских городов.
После Великой Победы над фашистской Германией начинается новый этап в истории известинской типографии. Предприятие, по существу, переживает второе рождение, благодаря которому оно вскоре становится лидером советской полиграфии.

Еще до войны было принято принципиальное решение о создании полиграфической базы, способной обеспечить выпуск десятимиллионного тиража. Рыбинский машиностроительный завод тогда же изготовил опытную пятирольную газетно-ротационную машину и один отливной стереотипный аппарат. С величайшими трудностями это оборудование в конце 1941 – начале 1942 года доставляется в Москву, монтируется и запускается менее чем за полгода небольшим отрядом известинских умельцев. На созданной в экстремальных условиях полиграфической базе известинцы и отработали всю войну – практически без остановок и ремонтов.
В 1945 году типография по основным экономическим показателям превосходит довоенный уровень. Если в 1940 году было выработано продукции на сумму 3.998,3 тысячи рублей, то фактический выпуск 1945 года составил более 4 миллионов рублей (в неизменных ценах)... Однако все более явной становится крайняя изношенность оборудования. Полиграфистам в первую очередь требуются новый стереотипный аппарат и газетная ротационная машина.
Согласно заключенному договору Щербаковский завод должен был в ноябре 1947 года поставить и смонтировать в книжно-журнальном цехе две новые ротационные машины. Оборудование приходит частями в январе–мае 1948 года. При монтаже обнаруживается немало дефектов, устранение которых идет с задержками...
В считанные годы в плоскопечатном цехе обновляется 50% машинного парка. Заново создаются переплетно-брошюровочный, книжно-журнальный, ротационный и гальвано- цеха. В складских помещениях появляются мощные подъемники и механизированные наклонные спуски для разгрузки бумаги. Переплетный цех укомплектовывается новейшим оборудованием, в том числе трехножевой резальной машиной фирмы «Краузе», бумагорезальной машиной «РМЗ», двумя окантовочными машинами.

В газетно-стереотипном цехе появляются два отливных автомата, которые втрое сокращают время отливки стереотипов. Парк газетно-ротационного оборудования пополняют мощный пятирольный газетный агрегат и четыре машины «ОР»…
Одновременно проходит организационная перестройка. Наборный цех разделяется на наборно-газетный и наборно-национальный с добавлением 20 новых линотипов. Установка новых верстально-тискальных станков устраняет трудоемкий ручной процесс тискания полос. На рабочих местах верстальщиков зажигаются лампы дневного света – качество верстки сразу возрастает.
Благодаря этим приобретениям и нововведениям время печати «Известий» сокращается в два раза! Кроме того, ежегодно экономится в среднем до 170 тонн бумаги.
«Надо идти дальше, вперед: улучшать технологию, снимать с каждой машины больше, повышать качество выпускаемой продукции и улучшать экономические показатели предприятия, особенно ускорять оборачиваемость оборотных средств, – говорит в оном из выступлений директор известинской типографии В. Горелов. – Дело чести коллектива организовать производство так, чтобы обеспечить выпуск продукции в срок и высокого качества... Полное освоение нового оборудования остается задачей, над которой надо работать».

Руководители типографии – в первую очередь главный инженер П.Т. Тихонов – внимательно следят за перспективными разработками зарубежных коллег, проектами отечественного НИИполиграфмаша, за новейшей продукцией, выпускаемой Ленинградским и Одесским заводами полиграфических машин. Своевременно предпринимаются меры к появлению перспективных разработок в известинских цехах.
В 1954–1956 годах в газетно-наборном цехе смонтированы 12 машин Н4Ц, работавших на новом тугоплавком цинковом сплаве, одна «СКЦ» (строкоотливная крупнокегельная) и одна «СЦ» (строкоотливная) машины. Тем самым подразделение полностью переводится на однотипное оборудование и единую технологию, что способствует повышению оперативности качественного набора и печати газет. Вскоре набор всех изданий на русском языке осуществляется тугоплавким цинковым сплавом.
Устаревшее оборудование полностью заменяют в национально-наборном цехе. Там смонтированы 15 новых машин Н4 и строкоотливная крупнокегельная машина с большим ассортиментом крупнокегельных матриц. Печатники получают новые плоскопечатные машины «ДПМ» и тигельные тяжелого типа.
В переплетно-брошюровочном цехе в тот же период дополнительно монтируется три ниткошвейные машины (с автоматической подачей тетрадей), книговставочный станок, форзацприклеивающая, бабинорезальная, блокомазальная, фальцевальная и сталкивательная машины, вертикально-полочный элеватор и другое оборудование. Пополняют свой станочный парк также механический и электро- цеха.
Ритм выпуска «Известий» во многом зависит от технического оснащения процессов изготовления клише. Поэтому планомерно обновляется оборудование известинской цинкографии. Новый фотоаппарат 60х60 см, травильная машина, установки для прокаливания цинковых пластин, копировальная рама, специальный шкаф для сушки пленки и т. д. – таковы приобретения этого участка в 1954–1955 гг. В следующем, 1956 году цинкография получает фотогравировальную машину «Эльграма». Аппарат позволяет значительно ускорить изготовление газетных клише – правда, для этого требуется качественная обработка оригиналов и их изготовление по размерам самого клише. Так что мастера цинкографии постоянно напоминают отделу иллюстраций о необходимости перейти на более высокий уровень подготовки материалов.
Еще на 1 миллион рублей закуплено нового полиграфического оборудования в 1957 году Для его обслуживания обучение передовым приемам труда с повышением своей квалификации проходят 300 рабочих и ИТР типографии.

Начало 1960-х годов знаменуется реконструкцией газетного производства. В 1963–1964 годах без остановки выпуска продукции запускается и осваивается сложная техника в ротационном цехе. В первой половине 1964 года завершается монтаж второй очереди четырехрольной ротации «Пламаг», позволившей известинцам работать на самом высоком полиграфическом уровне. Агрегат принят в эксплуатацию 20 апреля; в тот же день впервые московский тираж «Иавестий» отпечатали всего за 90 минут – на 60 минут быстрее, чем раньше.
Монтажники механического цеха работают в тесном содружестве со специалистами компании «Пламаг». Плечом к плечу с шефами из фирмы «Ферраг» трудились слесари типографии.
На месте им приходится устранять конструктивные недоработки – к примеру, изменить крепление струн красочных аппаратов, чтобы повысить их надежность. Регулировку машин оперативно проводит бригада печатников. Задача стоит непростая: сразу после пуска обеспечить высокое качество печати... Макулатуры действительно практически не было.
Проект на устройства обдува машины, без которого она работать не может, Книгогипрополиграф выдает несвоевременно. Известинские сантехники оперативно сооружают эффективную временную установку.
После завершения всех работ представители фирмы «Пламаг» с большим уважением отзываются о мастерстве известинцев. «О результатах нашей работы мы можем говорить с гордостью, – пишут немецкие специалисты в благодарственном письме, адресованном в редакцию газеты. – Монтаж восьми агрегатов типографии «Известий» закончен раньше срока. Недостатки, выявленные у первых машин, устранены... Конечно, мы сами, без дружной помощи наших коллег, не сумели бы добиться этого... Мы навсегда сохраним добрые воспоминания о наших друзьях-известинцах».

В сентябре 1964 года начинается монтаж шестирольного многокрасочного газетно-ротационного агрегата швейцарской фирмы «Вифаг», завершившийся к 1 мая 1965 года – на три недели раньше планового срока. От этой машины известинцы ожидают многого – ведь каждым своим ролем она способна выдавать 25 тысяч оттисков в час! С помощью «Вифага» газетное производство должно измениться до неузнаваемости: этот агрегат позволяет реально перейти к печати «Недели» и «Известий» в 4 краски одновременно при значительном сокращении времени выпуска тиражей.
Монтаж ведется в очень стесненных условиях на первом этаже известинского здания. Поскольку площадка под агрегат ограничена до предела, фирма поставляет оборудование не узлами, а в полностью разобранном виде. Прибывшие на комбинат 420 ящиков сложены в Калошине – на навой известинский материально-технической базе (12-й километр Щелковскаго шоссе). Ежедневно доставляются оттуда запланированные к монтажу узлы.
Практически все производства комбината принимают участие в монтажных работах. Сантехники делают специальные тепловые завесы, чтобы в морозные дни температура не падала ниже допустимой величины, ОКС в тех же цепях готовит дополнительно тепловые щиты. Электрики занимаются электромонтажом; стереотиперы, переплетчики и ротационщики присылают своих представителей для промывки деталей.
После завершения модернизации газетного производства и освоения машин «Пламаг» и «Вифаг» полиграфисты стремятся строить сваю жизнь по формуле «1+1+1», придумал которую директор типографии Л.П. Грачев. Первая единица означает час работы ротационного парка – столько времени требуется для печати всего тиража московского выпуска четырехполосных «Известий». Задача – выйти на такой же показатель и при печати шестиполосных номеров... Вторая единица – час на доставку всего тиража в газетные узлы столицы силами известинской автобазы. Чтобы добиться этого, требуется увеличить известинский автопарк и до предела сократить время каждого рейса... Третья единица – час для доставки газеты почтовиками по адресам подписчиков... Идя навстречу пожеланиям известинцев, коллектив Московского почтамта таким образом перестраивает маршруты своих почтальонов, чтобы по времени они находились в пути в границах вилки 45–60 минут. Ну, а задача-максимум предполагает своевременную доставку «Известий» всем подписчикам – как бы далеко от Москвы они ни проживали.
Со второй половины 1960-х годов все больше времени директор издательства Грачев уделяет материально-технической базе в Калошине. Там отстроены прекрасно оборудованные места для хранения бумаги, действуют самые современные погрузочно-разгрузочные механизмы, которые обслуживает квалифицированный персонал.
Вскоре возникает проект строительства в Калошине филиала газетной типографии, которую планируется укомплектовать новейшими ротационными машинами, превосходящими по мощности и скорости печатания «Пламаг» и «Вифаг»... Этот масштабный план Грачеву реализовать не удается – в связи с уходом на пенсию. Если бы он еще поработал, то у издательства, возможно, появилась бы мощная полиграфическая база.

Год 1967-й... Страна готовится отметить 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции... Полувековым юбилеем живет Известинский комбинат... Жизнь наполнена праздничным ожиданием, которое искусно поддерживают сводки о выполненных планах и поставленных рекордах...
На фоне столь ярких дат, напрямую связанных с историей страны, как-то забывается еще одно праздничное событие: 40 лет тому назад – с появлением на Пушкинской площади здания Бархина – редакция, издательство и типография получили прекрасный общий дом, в котором и родилась вскоре известинская полиграфия...
Непосредственно в коллективе, конечно, упоминают все три юбилея. В сознании известинцев революционные события, рождение «Известий» и обретение комбинатом собственной крыши – значимые ступени стремительного известинского развития. Поскольку известинцы на самом деле живут одной семьей, по-иному и быть не может...
Родина заслуженно награждает газету «Известия», известинских журналистов и полиграфистов высокими наградами, которые воспринимаются всеми как свидетельство признания выдающихся достижений известинского комбината в целом.
В связи с 50-летним юбилеем известинцы получают просто огромное число приветствий и поздравлений от партийных, советских, комсомольских организаций, редакций газет и журналов, коллективов и учреждений, деятелей культуры, литературы, науки и искусства. Самые теплые слова благодарности и пожелания не останавливаться на достигнутом поступают от многочисленных читателей «Известий» – почитателей таланта известинских журналистов. Так, теперь уже дважды орденоносная газета уверенно вступает в следующий период своей трудовой биографии...
К юбилею газеты организуются многочисленные праздничные мероприятия. Среди них – открытие выставки, посвященной истории «Известий», организация общественных обсуждений деятельности известинских журналистов, встречи с ветеранами редакции, издательства и титографии, на которых многие страницы известинского прошлого получают новое, яркое освещение.

Трудового Красного знамени
Вторую половину 1970-х годов известинские полиграфисты отмечают не только трудовыми успехами. Прихорашивается здание, изменяются внутренние интерьеры. Все потому, что приближается замечательная праздничная дата, которую коллектив стремится встретить достойно.
Накануне юбилея известинцы дружно соревнуются между собой. Особого размаха приобретает движение «50 трудовых вахт — в честь 50-летия типографии».
6 июня 1977 года в зале Театра имени Ленинского комсомола полиграфисты и журналисты вместе празднуют награждение типографии «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И.И. Скворцова-Степанова орденом Трудового Красного Знамени... За хороший труд — заслуженная высокая награда!

Развал
Cередина 1980-x годов. Известинская типография переживает сильнейший кризис, отягощаемый развивающейся в стране горбачевской «перестройкой». Причины называются старые — стесненность площадей и отсутствие кадров. Специалисты говорят еще и о том, что исчерпавшее (за исключением ротации «Кёниг и Бауэр») технический pecypc оборудование нуждается в полной замене. Буквально на ладан дышит знаменитый «Пламаг», с которого начинался блистательный этап в истории типографии. Вместо него полиграфистам упорно навязывают ротацию «Книга», которую производственники отвергают ввиду многочисленных конструктивных огрехов. Несмотря на довольно частые ремонтно-профилактические простои, известинцы предпочитают работать на «Пламаге», в порядке альтернативы предлагая руководству издательства форсировать внедрение офсета и офсетной ротации. Но средств на это уже почему-то нет...
Противостоять катастрофическим тенденциям начала 1990-x годов оказываются не способны ни руководители редакции, ни управление издательства и типографии. Длительный период благополучного и спокойного существования «Известий» как единого редакционно-издательского организма юридически завершается в 1992 году — самостоятельным акционированием редакции. Промыкавшись несколько лет, издательство в 1995 году становится ФГУПом Управления делами Президента Российской Федерации.



Возврат к списку

Copyright 2010 - 2020, «Новости Полиграфии»